Дата публикации:
22 фев 2022 г.
Проект федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти», принятый в Госдуме в первом чтении, коснется так или иначе каждого жителя России. В Ассоциации «Совет муниципальных образований Ростовской области» собрали замечания и предложения глав районных администраций, городских и сельских поселений по законопроекту, на заседании правления обменялись мнениями о предстоящей реформе и направили свои замечания во Всероссийскую ассоциацию развития местного самоуправления.
2044
– Цели предстоящей реформы понятны, нет сомнений в том, что закон будет принят, и в течение шести лет изменится система всей организации самоуправления, – подчеркнула на заседании правления председатель ассоциации – глава города Ростова-на-Дону Зинаида НЕЯРОХИНА. – Ожидается, что ряд положений нового закона вступит в силу уже с 1 января 2023 года, а в целом переходной период продлится до 1 января 2028 года. Нам всем предстоит большая работа по приведению в соответствие с новым законом правовых актов, по выстраиванию новой системы местного самоуправления. Самое главное сегодня: на стадии обсуждения законопроекта в Госдуме Федерального собрания РФ выработать совместную позицию по защите интересов местного самоуправления.
Мы распрощаемся с «матрешкой», когда на одной территории муниципального района находилась районная власть и до десятка, а то и более поселенческих администраций и местных собраний депутатов.
В результате реформы система местного самоуправления станет одноуровневой, будут пересмотрены полномочия муниципальной власти.
В то же время к законопроекту поступили предложения сохранить статус муниципальных образований для городских и сельских поселений там, где есть перспективы социально-экономического развития и права определённых категорий граждан, имеющих социальные льготы, предусмотренные исключительно в сельских поселениях.
– По сути, система местной власти возвращается к той структуре, которая существовала в Ростовской области до 2006 года, – разъяснил заместитель министра региональной политики и массовых коммуникаций Ростовской области Дмитрий СИВАК. – Был муниципальный район, собрание депутатов, районный бюджет и единый комплекс районного имущества. Теперь будет округ также с одной администрацией и окружным собранием депутатов, а в поселках, хуторах вместо администраций создадим территориальные органы с определенным объемом полномочий.
Что будет с кадрами? Ведь в настоящее время в поселениях в Ростовской области действуют 408 муниципалитетов, где работают около трех тысяч человек.
– Нами направлены ряд замечаний и предложений по законопроекту в Государственную думу и инициаторам законопроекта, в том числе и по кадрам, – подчеркнул председатель комитета Законодательного собрания Ростовской области по законодательству, государственному строительству, местному самоуправлению и правопорядку Александр КОСАЧЕВ. – И авторы закона, и эксперты заверили, что муниципальные служащие перейдут на работу в округа.
За органами местного самоуправления предлагается сохранить решение тех задач, которые требуют меньших средств. К примеру, благоустройство остается за местным самоуправлением, а вот снабжение коммунальными ресурсами – за регионом.
По этому поводу представители донских муниципалитетов высказали серьезные опасения: при передаче субъекту РФ значительной части местных вопросов муниципалитеты утратят свое влияние на процессы, которые будут происходить на местах. А их укрупнение – по сути, отдаление от народа – может привести к дальнейшей деградации села, ускорению процессов исчезновения малых хуторов.
Сегодня сложилась такая ситуация, при которой сельские поселения, у которых бюджета едва хватает на зарплату специалистам и главе администрации, не могут решить местные проблемы. Но решат ли их укрупненные округа?
Глава администрации Белокалитвинского района Ольга МЕЛЬНИКОВА обратила внимание на необходимость более детальной проработки положений законопроекта, касающихся территориальных отделов районных администраций на местах – в сельских населенных пунктах, особенно отдаленных, где представитель муниципальной власти традиционно был и контролирующим, и одновременно связующим звеном между населением и местной властью. Власть и народ должны смотреть в глаза друг другу.
– Практика показывает, что на селе административный ресурс далеко не всегда эффективен, гораздо легче работать, исполнять свои полномочия, когда налажены отношения с людьми, когда они готовы сотрудничать с властью, – подчеркнула Ольга МЕЛЬНИКОВА.
И еще необходимо определить четкие сроки передачи полномочий от региональной власти к местной. Тут промедление бедой может обернуться. Как, к примеру, проблема с безнадзорными животными, которую уже не раз поднимали члены ассоциации. Полномочия – на регионе, а вынуждены заниматься ею поселения, у которых на это нет ни полномочий, ни средств. Но ведь это их людей, детей собаки кусают. И не может глава администрации от проблемы такой взять и отмахнуться.
По большому счету жителям неважно, какой уровень власти отвечает за строительство жилья, переселение семей из аварийных домов, ремонт дорог и других социальных объектов, отлов тех же безнадзорных собак. Главное, чтобы местная власть была способной решать эти вопросы. Потому муниципалитеты должны наделяться тем объемом полномочий, который они в состоянии эффективно реализовать. А раз уже все упирается в количество средств, которыми будет располагать власть, то в законопроекте необходимо предусмотреть механизм обеспечения муниципалитетов достаточными финансами для реализации возложенных на них полномочий. Механизма этого нет в проекте закона. И если его четко не прописать, то проблем глубинки новая структура не решит, а загонит их в угол – до лучших времен.
– Если на местах не останется хотя бы формальных признаков власти, это можно будет сравнить с тем, что происходит в пионерском отряде, когда его покидает вожатый. Местная власть должна оставаться самой близкой и доступной людям, – уверена глава города Таганрога – председатель городской думы Инна ТИТАРЕНКО.
По законопроекту глава муниципального округа будет избираться или на муниципальных выборах, или представительным органом муниципального образования из своего состава, или же представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.
В этом случае губернатор представляет две кандидатуры, и депутаты избирают главу муниципалитета.
В то же время усиливается контроль регионального руководства за деятельностью главы муниципалитета – за ненадлежащее исполнение им своих обязанностей губернатор вправе обратиться в представительный орган с инициативой об его удалении с должности.
Одно из оснований для удаления в отставку – систематическое отставание от принятых показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления, которые закреплены указами президента РФ.
Прощай, «матрешка»!
По законопроекту будут упразднены муниципалитеты нижнего уровня: сельские и городские поселения и их органы власти. К 2028 году вместо них будут созданы более крупные муниципальные и городские округа. Полномочия поселений планируется передать вновь образованным муниципалитетам. Это, по мнению авторов законопроекта, повысит эффективность деятельности местного самоуправления за счет того, что сосредоточатся в одних руках финансы и кадры.Мы распрощаемся с «матрешкой», когда на одной территории муниципального района находилась районная власть и до десятка, а то и более поселенческих администраций и местных собраний депутатов.
В результате реформы система местного самоуправления станет одноуровневой, будут пересмотрены полномочия муниципальной власти.
В то же время к законопроекту поступили предложения сохранить статус муниципальных образований для городских и сельских поселений там, где есть перспективы социально-экономического развития и права определённых категорий граждан, имеющих социальные льготы, предусмотренные исключительно в сельских поселениях.
– По сути, система местной власти возвращается к той структуре, которая существовала в Ростовской области до 2006 года, – разъяснил заместитель министра региональной политики и массовых коммуникаций Ростовской области Дмитрий СИВАК. – Был муниципальный район, собрание депутатов, районный бюджет и единый комплекс районного имущества. Теперь будет округ также с одной администрацией и окружным собранием депутатов, а в поселках, хуторах вместо администраций создадим территориальные органы с определенным объемом полномочий.
Что будет с кадрами? Ведь в настоящее время в поселениях в Ростовской области действуют 408 муниципалитетов, где работают около трех тысяч человек.
– Нами направлены ряд замечаний и предложений по законопроекту в Государственную думу и инициаторам законопроекта, в том числе и по кадрам, – подчеркнул председатель комитета Законодательного собрания Ростовской области по законодательству, государственному строительству, местному самоуправлению и правопорядку Александр КОСАЧЕВ. – И авторы закона, и эксперты заверили, что муниципальные служащие перейдут на работу в округа.
Ключевое слово реформы – «полномочия»
Законодатель предлагает отказаться от термина «вопросы местного значения» и закрепить их как полномочия, обеспечивающие жизнедеятельность населения. Перечень этих полномочий разделен на две неравные части: меньшая – полномочия, которыми будут наделены органы местного самоуправления, большая – полномочия, которые за ними может закрепить субъект Российской Федерации. Те полномочия, которые субъект РФ не передаст муниципалитетам, будет исполнять само правительство региона.За органами местного самоуправления предлагается сохранить решение тех задач, которые требуют меньших средств. К примеру, благоустройство остается за местным самоуправлением, а вот снабжение коммунальными ресурсами – за регионом.
По этому поводу представители донских муниципалитетов высказали серьезные опасения: при передаче субъекту РФ значительной части местных вопросов муниципалитеты утратят свое влияние на процессы, которые будут происходить на местах. А их укрупнение – по сути, отдаление от народа – может привести к дальнейшей деградации села, ускорению процессов исчезновения малых хуторов.
Сегодня сложилась такая ситуация, при которой сельские поселения, у которых бюджета едва хватает на зарплату специалистам и главе администрации, не могут решить местные проблемы. Но решат ли их укрупненные округа?
Глава администрации Белокалитвинского района Ольга МЕЛЬНИКОВА обратила внимание на необходимость более детальной проработки положений законопроекта, касающихся территориальных отделов районных администраций на местах – в сельских населенных пунктах, особенно отдаленных, где представитель муниципальной власти традиционно был и контролирующим, и одновременно связующим звеном между населением и местной властью. Власть и народ должны смотреть в глаза друг другу.
– Практика показывает, что на селе административный ресурс далеко не всегда эффективен, гораздо легче работать, исполнять свои полномочия, когда налажены отношения с людьми, когда они готовы сотрудничать с властью, – подчеркнула Ольга МЕЛЬНИКОВА.
Чей коллектор? Чьи собаки?
За примерами того, что мизерные средства не позволяют должным образом решать местные проблемы, далеко ходить не надо. В городе Новошахтинске рушится коллектор. У местной власти риторический вопрос: по проекту нового закона в чьих полномочиях решение проблемы? Догадаться несложно – за местной властью. Вот потому очень важно справедливо распределить источники бюджетных поступлений. Перекос не в пользу органов местного самоуправления приведет к тому, что текущие проблемы решаться не будут.И еще необходимо определить четкие сроки передачи полномочий от региональной власти к местной. Тут промедление бедой может обернуться. Как, к примеру, проблема с безнадзорными животными, которую уже не раз поднимали члены ассоциации. Полномочия – на регионе, а вынуждены заниматься ею поселения, у которых на это нет ни полномочий, ни средств. Но ведь это их людей, детей собаки кусают. И не может глава администрации от проблемы такой взять и отмахнуться.
По большому счету жителям неважно, какой уровень власти отвечает за строительство жилья, переселение семей из аварийных домов, ремонт дорог и других социальных объектов, отлов тех же безнадзорных собак. Главное, чтобы местная власть была способной решать эти вопросы. Потому муниципалитеты должны наделяться тем объемом полномочий, который они в состоянии эффективно реализовать. А раз уже все упирается в количество средств, которыми будет располагать власть, то в законопроекте необходимо предусмотреть механизм обеспечения муниципалитетов достаточными финансами для реализации возложенных на них полномочий. Механизма этого нет в проекте закона. И если его четко не прописать, то проблем глубинки новая структура не решит, а загонит их в угол – до лучших времен.
Укрупнять. Но в пределах разумного
Членов ассоциации волнует, по какому принципу будут формироваться муниципальные и городские округа. Ведь любое укрупнение должно иметь свои разумные пределы.– Если на местах не останется хотя бы формальных признаков власти, это можно будет сравнить с тем, что происходит в пионерском отряде, когда его покидает вожатый. Местная власть должна оставаться самой близкой и доступной людям, – уверена глава города Таганрога – председатель городской думы Инна ТИТАРЕНКО.
По законопроекту глава муниципального округа будет избираться или на муниципальных выборах, или представительным органом муниципального образования из своего состава, или же представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.
В этом случае губернатор представляет две кандидатуры, и депутаты избирают главу муниципалитета.
В то же время усиливается контроль регионального руководства за деятельностью главы муниципалитета – за ненадлежащее исполнение им своих обязанностей губернатор вправе обратиться в представительный орган с инициативой об его удалении с должности.
Одно из оснований для удаления в отставку – систематическое отставание от принятых показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления, которые закреплены указами президента РФ.