Дата публикации:
27 фев 2022 г.
В Ростовской области вырос тариф на капремонт. С 1 марта 2022 года он составляет 12,61 р./м2. Предыдущий тариф в 9,92 р./м2 не менялся с 2018 года, и ожидалось, что теперь он повысится в два раза. Однако по решению губернатора региона Василия Голубева предложение по двукратному увеличению тарифа пересмотрели, рост притормозили. Между тем, многие специалисты уверены: пересмотреть нужно не только размер тарифа. Свое видение происходящего мы попросили изложить экспертов отрасли.
2176
Сергей АТАМАНЕНКО, председатель общественного совета при министерстве ЖКХ региона:
- Взнос на капитальный ремонт имеет строго целевое назначение. Собственник должен нести обязанности по содержанию своего недвижимого имущества, а не имущества соседа. В случае уплаты взносов в региональный фонд собственник вкладывает свои средства в капитализацию чужой жилплощади.
Даже при существующем взносе 9,92 руб./м2 тяжело ответить, кто кого будет субсидировать: многоквартирный дом площадью 1,5 тыс. м2 многоэтажку площадью 15 тыс. м2 или наоборот? Первый дом никогда не рассчитается за проведенный капитальный ремонт…
На 2022 год за счет средств собственников запланировано профинансировать капремонт 4995,81 тыс. м2 многоквартирных домов, потратив 6 млрд 947 млн 583 тыс. 471 руб. Расчёты показывают, что при этом взнос на капремонт должен составлять 13,91 руб. за м2. В то же время ни министерство ЖКХ, ни Фонд капремонта такой рост взноса никакими доводами и расчетами не обосновали.
Василий ЛИТВИНЕНКО, член общественного совета при министерстве ЖКХ РО:
- Совершенно непонятно, почему в соседнем Краснодарском крае размер взносов будет меньше, чем у нас в регионе? Всегда нужны обоснования, расчеты. А их нет…
Кроме того, дома имеют разные площади и этажность. При одинаковом размере взносов дома с большей площадью, по существу, оплачивают капитальный ремонт домов, имеющих площадь маленькую. При этом дома с малой площадью НИКОГДА не расплатятся за проведённый ремонт. Средства собственников на спецсчетах обесцениваются. К чему приведет значительно увеличение тарифа? К ещё большему обесцениванию денег на счете.
Нужно вначале установить банковский процент, не допускающий обесценивание средств населения при их длительном размещении в коммерческих банках. Иначе в конечном итоге мы сегодня наблюдаем беспроцентное или низкопроцентное кредитование банков населением страны.
Владислав КРЮКОВ, директор НКО «Фонд капитального ремонта» Ростовской области:
- Уровень размера взноса на капитальный ремонт устанавливает правительство Ростовской области, исходя из критериев экономической обоснованности, доступности для населения и предлагаемых мер поддержки.
В 2015 году по приказу министерства ЖКХ региона независимыми экспертами были проведены расчеты по стоимости капитального ремонта в каждом из домов Ростовской области.
Умножением на текущий индекс строительно-монтажных работ определятся экономически обоснованная стоимость ремонта каждого многоквартирного дома. Исходя из этого устанавливается экономически обоснованный размер взноса, который сейчас составляет порядка 27 рублей.
В 2019 году специалисты Фонда содействия реформированию ЖКХ в своем заключении указали, что обоснованный размер взносов в Ростовской области должен составлять не менее 19 рублей.
Поэтому с учетом структуры жилого фонда региона и общемировым многократным ростом цен на строительные ресурсы в последние годы мы полагали необходимым рассмотреть вопрос о повышении размера взносов.
Алексей ПАВЛОВ, председатель Правления ТСЖ «Богатырь-101» , Новочеркасск:
- Любое изменение тарифов на капремонт должно быть обусловлено несколькими факторами. Областной закон «О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах на территории Ростовской области» говорит, что во всех домах региона должны быть проведены утвержденные программой капремонты общедомового имущества в установленные сроки.
Если исходить из этого, то даже увеличение тарифа до 20 руб/м2 не является достаточным. Более того, он более чем в два раза меньше необходимого. Дома с маленьким количеством квартир, со сбором средств от 600 до 300 тыс. руб. на счетах так и не соберут истраченные на них средства, и программа капремонта, при всем уважении, не будет выполнена.
Я понимаю современных чиновников. В большинстве своем они не будут отвечать за исполнение программы в 2049 г. На мой взгляд, даже при тарифе в 20 руб., через 2-3 года мы снова услышим о невозможности выполнить программу капремонтов при этом необоснованном тарифе даже при 95% оплаты. Кроме того, уже проведенные капремонты не решают одной из важных проблем – не ведут к уменьшению финансовой нагрузки на собственников. Ведь, как ни странно, после капремонтов оплата за коммунальные услуги не сокращается.
Возможно, следует вводить плавающий тариф на капремонт. Например, для домов, где уже проведен капремонт, устанавливать тариф, исходя из фактически произведенных затрат, чтобы до конца действия региональной программы собственники оплатили фактически выполненный капремонт. Если собственники будут четко понимать, что за проводимый у них капремонт им придется платить больше, чем домам без проведенного капремонта, у них появиться заинтересованность контролировать качество его проведения и фактические суммы оплат. Для остальных установить «экономически обоснованный» тариф. И, конечно же, заставить НКО «Фонд капитального ремонта» работать с должниками. Ведь даже при тарифе 9,92 руб. сумма задолженности на январь 2022 г. составляет 2498285897,37 рублей (годовой объём капремонта по области!).
Анна ЕРМИШИНА, кандидат экономических наук, доцент Южного федерального университета, член общественного совета при министерстве ЖКХ Ростовской области:
- В ситуации с повышением взносов на капремонт главное не величины и проценты, а сложившиеся отношения между заинтересованными сторонами – собственниками жилья в МКД, региональным оператором, министерством ЖКХ. Происходит игнорирование мнения общественных организаций в жилищной сфере.
Чтобы компетентно обсуждать предлагаемые новые конкретные размеры взносов на ближайшие годы, ученым и общественным жилищным организациям нужно получить документы с их обоснованием. Однако до сих пор никакие данные и расчеты не доступны общественности, ни по прошлым периодам, ни по нынешним цифрам.
Для установления экономически обоснованного и справедливого размера взноса на капитальный ремонт многоквартирных домов в Ростовской области общественные организации должны быть включены в обсуждение проекта нововведений при наличии полной информации по вопросу.
- Взнос на капитальный ремонт имеет строго целевое назначение. Собственник должен нести обязанности по содержанию своего недвижимого имущества, а не имущества соседа. В случае уплаты взносов в региональный фонд собственник вкладывает свои средства в капитализацию чужой жилплощади.
Даже при существующем взносе 9,92 руб./м2 тяжело ответить, кто кого будет субсидировать: многоквартирный дом площадью 1,5 тыс. м2 многоэтажку площадью 15 тыс. м2 или наоборот? Первый дом никогда не рассчитается за проведенный капитальный ремонт…
На 2022 год за счет средств собственников запланировано профинансировать капремонт 4995,81 тыс. м2 многоквартирных домов, потратив 6 млрд 947 млн 583 тыс. 471 руб. Расчёты показывают, что при этом взнос на капремонт должен составлять 13,91 руб. за м2. В то же время ни министерство ЖКХ, ни Фонд капремонта такой рост взноса никакими доводами и расчетами не обосновали.
Василий ЛИТВИНЕНКО, член общественного совета при министерстве ЖКХ РО:
- Совершенно непонятно, почему в соседнем Краснодарском крае размер взносов будет меньше, чем у нас в регионе? Всегда нужны обоснования, расчеты. А их нет…
Кроме того, дома имеют разные площади и этажность. При одинаковом размере взносов дома с большей площадью, по существу, оплачивают капитальный ремонт домов, имеющих площадь маленькую. При этом дома с малой площадью НИКОГДА не расплатятся за проведённый ремонт. Средства собственников на спецсчетах обесцениваются. К чему приведет значительно увеличение тарифа? К ещё большему обесцениванию денег на счете.
Нужно вначале установить банковский процент, не допускающий обесценивание средств населения при их длительном размещении в коммерческих банках. Иначе в конечном итоге мы сегодня наблюдаем беспроцентное или низкопроцентное кредитование банков населением страны.
Владислав КРЮКОВ, директор НКО «Фонд капитального ремонта» Ростовской области:
- Уровень размера взноса на капитальный ремонт устанавливает правительство Ростовской области, исходя из критериев экономической обоснованности, доступности для населения и предлагаемых мер поддержки.
В 2015 году по приказу министерства ЖКХ региона независимыми экспертами были проведены расчеты по стоимости капитального ремонта в каждом из домов Ростовской области.
Умножением на текущий индекс строительно-монтажных работ определятся экономически обоснованная стоимость ремонта каждого многоквартирного дома. Исходя из этого устанавливается экономически обоснованный размер взноса, который сейчас составляет порядка 27 рублей.
В 2019 году специалисты Фонда содействия реформированию ЖКХ в своем заключении указали, что обоснованный размер взносов в Ростовской области должен составлять не менее 19 рублей.
Поэтому с учетом структуры жилого фонда региона и общемировым многократным ростом цен на строительные ресурсы в последние годы мы полагали необходимым рассмотреть вопрос о повышении размера взносов.
Алексей ПАВЛОВ, председатель Правления ТСЖ «Богатырь-101» , Новочеркасск:
- Любое изменение тарифов на капремонт должно быть обусловлено несколькими факторами. Областной закон «О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах на территории Ростовской области» говорит, что во всех домах региона должны быть проведены утвержденные программой капремонты общедомового имущества в установленные сроки.
Если исходить из этого, то даже увеличение тарифа до 20 руб/м2 не является достаточным. Более того, он более чем в два раза меньше необходимого. Дома с маленьким количеством квартир, со сбором средств от 600 до 300 тыс. руб. на счетах так и не соберут истраченные на них средства, и программа капремонта, при всем уважении, не будет выполнена.
Я понимаю современных чиновников. В большинстве своем они не будут отвечать за исполнение программы в 2049 г. На мой взгляд, даже при тарифе в 20 руб., через 2-3 года мы снова услышим о невозможности выполнить программу капремонтов при этом необоснованном тарифе даже при 95% оплаты. Кроме того, уже проведенные капремонты не решают одной из важных проблем – не ведут к уменьшению финансовой нагрузки на собственников. Ведь, как ни странно, после капремонтов оплата за коммунальные услуги не сокращается.
Возможно, следует вводить плавающий тариф на капремонт. Например, для домов, где уже проведен капремонт, устанавливать тариф, исходя из фактически произведенных затрат, чтобы до конца действия региональной программы собственники оплатили фактически выполненный капремонт. Если собственники будут четко понимать, что за проводимый у них капремонт им придется платить больше, чем домам без проведенного капремонта, у них появиться заинтересованность контролировать качество его проведения и фактические суммы оплат. Для остальных установить «экономически обоснованный» тариф. И, конечно же, заставить НКО «Фонд капитального ремонта» работать с должниками. Ведь даже при тарифе 9,92 руб. сумма задолженности на январь 2022 г. составляет 2498285897,37 рублей (годовой объём капремонта по области!).
Анна ЕРМИШИНА, кандидат экономических наук, доцент Южного федерального университета, член общественного совета при министерстве ЖКХ Ростовской области:
- В ситуации с повышением взносов на капремонт главное не величины и проценты, а сложившиеся отношения между заинтересованными сторонами – собственниками жилья в МКД, региональным оператором, министерством ЖКХ. Происходит игнорирование мнения общественных организаций в жилищной сфере.
Чтобы компетентно обсуждать предлагаемые новые конкретные размеры взносов на ближайшие годы, ученым и общественным жилищным организациям нужно получить документы с их обоснованием. Однако до сих пор никакие данные и расчеты не доступны общественности, ни по прошлым периодам, ни по нынешним цифрам.
Для установления экономически обоснованного и справедливого размера взноса на капитальный ремонт многоквартирных домов в Ростовской области общественные организации должны быть включены в обсуждение проекта нововведений при наличии полной информации по вопросу.