Тема образования в России агломераций в последнее время определенно получила второе дыхание. Несмотря на все сложности нынешней ситуации. А может даже, и благодаря тому.
Ура, мы ломим?
Так или иначе, а на Дону после паузы длиной в четыре года недавно был в окончательном чтении принят областной закон, регламентирующий развитие в регионе агломераций. А общественность заговорила о скором создании неких супер-мега-городов, где жизнь будет прекрасней, чем даже в пресловутых снах Веры Павловны, которыми нас терзали в безмятежную школьную пору.
Вот ведь как получается… Еще недавно мудреный наукообразный термин «агломерация» большинству наших людей казался не имеющим прямого отношения к повседневности. А сегодня его усвоили и научились без запинки произносить даже отъявленные ретрограды.
Да что там произносить! – многие из этих людей стали едва ли не самыми яростными поборниками новых принципов пространственного развития территорий на основе укрепления связей между близлежащими населенными пунктами. И даже обогатили урбанистический словарь еще более мудреным, хотя и не слишком благозвучным термином «конурбация»,
Ну, о том у нас еще будет время вспомнить. А пока обратимся к заголовкам новостей, что появились сразу после принятия донским парламентом областного закона «О развитии агломераций». Они излучали волнительную сенсационность. Еще бы: ведь если верить нашим коллегам, то свершаются чуть ли не пророчества древних мудрецов: Ростов, Батайск и Аксай сливаются в один город. Согласно скорым на выводы журналистам, такое преображение свершится вот-вот. Если уже не свершилось.
Что естественно, то объективно
Говорят, из всех российских миллионников только Ростов и Петербург дозрели до уровня ядра агломерации.
Однако, если вчитаться в закон, принимавшийся так долго совсем не без основания, в раздумьях и дискуссиях, то понимаешь, что механическое объединение территорий – это последнее, что могло бы прийти в голову депутатам. Да если и приходило, то, по счастью, не завладело депутатскими умами. Потому что не существует более верного пути угробить процесс территориального развития, чем по-быстрому насочинять укрупненные волевым порядком поселения.
Классическое определение городской агломерации, трактует ее как «компактную пространственную группировку поселений (главным образом городских), объединенных в одно целое интенсивными производственными, трудовыми, культурно-бытовыми и рекреационными связями».
Вдумчиво прочитав это определение, можно прийти к выводу, что условия для появления на донской земле хотя бы одной полноценной городской агломерации, – Ростовской – складываются уже без малого полвека. По авторитетному мнению специалистов, в европейской России только два мегаполиса: Ростов и Петербург – «созрели» для того, чтобы стать ядром объединения окрестных территорий.
Строго говоря, с этим сегодня можно и поспорить, видя, как интенсивно развиваются такие российские агломерации, как Самарско-Тольяттинская или Екатеринбургская. Ни ресурсно, ни физически, ни экономически, ни демографически они не уступают Ростовской агломерации. Но тем не менее: если взглянуть на ближайших соседей Ростова: Батайск, Аксай и Чалтырь, – то тут наличие многочисленных и постоянно крепнущих их связей с Ростовом очевидно. И, наверное, прав был донской губернатор Василий Голубев, когда назвал агломерационный процесс возникновения Большого Ростова закономерным и объективным.
Но трижды прав глава области, когда, развивая этот свой тезис, призывает не форсировать естественные процессы и не пытаться волевым порядком соединить территории с разным уровнем развития, разной специализацией да порой и с заметно разнящимся менталитетом населения. Иначе мы вместо «золотого города» рискуем получить гигантскую структуру, начисто лишенную практически всех степеней свободы. Именно жесткость такой громады обусловит ее инертность и, соответственно, плохую управляемость.
Без оглядки на Нью-Москву
На это можно было бы возразить, указав в качестве примера на Новую Москву, чье присоединение к Москве исторической сразу удвоило площадь федеральной столицы. Там все обошлось вроде как без видимых проблем. Хотя они, что бы там ни говорили, конечно же, были. Но смягчались мощной ресурсной и финансовой базой, обеспечивавшей беспрецедентное расширение столичного региона – и без того крупнейшего в стране.
Однако если бездумно перенести эту практику на Ростов, который, являясь центром дотационного региона, такими мощными ресурсами не обладает по определению, то провал неизбежен. В самом деле: присоединяясь, те же Батайск и Аксай становятся районами Ростова и, следовательно, лишаются собственных бюджетов. Те суммы, что будут отпускаться им из общегородского бюджета, окажутся, скорее всего, меньше того, чем эти города располагают, будучи самоуправляемыми муниципалитетами в составе области.
Ведь теперь деньги будут выделяться исходя из числа жителей. А то, что обе территории обладают более-менее развитой автономной инфраструктурой городского хозяйства и при относительно небольшой численности населения раскинулись на площади, заметно превышающей площадь любого из нынешних ростовских районов, в расчет не принимается.
Видимо, это интуитивно почувствовали батайчане и аксайчане, когда несколько лет назад выступили против идеи объединения с Ростовом. Людей тревожили именно финансовые и бытовые перспективы. Тот же размер платы за проезд в коммунальном транспорте, те же ставки местных налогов, тарифы ЖКХ…
Единство и борьба возможностей
Донской губернатор Василий Голубев не устает предупреждать: форсировать агломерационные процессы бессмысленно и вредно.
Настроения избирателей уловили законодатели. Оттого так долго прорабатывался закон «О развитии агломераций». К окончательному чтению в проект было внесено 18 поправок. Наряду с депутатами принципиальные поправки внесли губернатор и правительство области. Закон мыслился как документ универсальный.
Таким он в принципе и стал. Нормативно-правовым актом, на основе которого должны будут формироваться и развиваться и другие донские агломерации: Восточно-Донбасская, Волгодонская, Таганрогская… Да и более мелкие объединения типа сельских территориальных кластеров. Их на Дону в условиях действия 131-го Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» становится все больше. И этот процесс также нуждается в законодательном регулировании.
Характеризуя суть закона об агломерациях, председатель донского парламента А. Ищенко особо подчеркнул, что речь идет отнюдь не о механическом объединении входящих туда территорий. И вслед за губернатором повторил, что стирание границ между соседними муниципалитетами – процесс естественный.
А чтобы он таким и оставался, от законодателей требовалось создать равные условия для граждан, живущих в одном муниципальном образовании, а работающих в другом. Проблема как раз касается единства тарифов, качества транспортных, коммунальных и других услуг, общих налоговых ставок в пределах одной агломерации.
И совсем не случайно в окончательном тексте закона появилось такое важное дополнение, как положение о субсидировании процентной ставки по жилищным кредитам до уровня 1% годовых для молодых специалистов. Речь о молодых людях с высшим образованием и «красным дипломом», решивших жить и работать на Дону. Такая поддержка способна укрепить молодых специалистов в их решении. Кроме того, создаваемые благоприятные условия позволят привлекать на Дон молодых специалистов из других регионов.
Это и есть творческое осмысление процесса формирования агломерации. Такой подход позволяет уверенно управлять процессом, не допуская перегибов. Создавая максимально благоприятные условия для существования и взаимодействия территорий в рамках агломерации.
Отсюда такое внимание, уделяемое сегодня транспортной инфраструктуре. Дороги, качество подвижного состава, мультимодальность пассажирских перевозок – это всё то, что, обеспечив людям транспортную доступность, способно сократить расстояния вернее всякой сплошной застройки свободных пространств между городами.
Конурбационная раздробленность
Даешь слияние Ростова с Краснодаром!
От последнего сегодня явно начинают отказываться. Жизнь заставляет хоронить такие оторванные от реальности и игнорирующие экологическое равновесие проекты, как «Ростов-Сити» в пойме Дона. Хотя следует признать, что сторонников подобного механистического подхода к формированию агломерации еще более чем достаточно. «Стереть грани» они готовы хоть завтра. И бодро отрапортовать о появлении Большого Ростова – не виданного до сей поры нового территориального образования, простершегося чуть ли не до Лукоморья.
А то и дальше. Можно, к примеру, соединиться с Краснодаром в ту самую упомянутую выше конурбацию. И добавить себе и другим по новой порции проблем. Плюс, создать условия для раздробленности. Такое бывает сплошь рядом: противоположности вдруг сходятся, дополняя и усиливая друг друга, и негативно влияя на нашу жизнь.
Так что чего-чего, а реальной новизны в таких урбанистических проектах наверняка не просматривается. И понятие «Большой Ростов» известно и работает уже не один десяток лет. И моментальное воссоединение территорий не будет нести ничего доброго, а лишь умножит существующие в каждой территории трудности друг на друга. Попробуй тогда разберись с таким клубком…
Огни «золотого города»
Так выглядит Большой Ростов из космоса.
Нет, реальное стирание граней, уже без всяких кавычек – это, пожалуй, самая долговременная задача, решить которую можно только в рамках развития всей области. И эффективную модель взаимодействия территорий в рамках агломерации еще только предстоит отрабатывать. Как и накапливать опыт равноправного и справедливого финансирования совместных проектов и разумного распределения доходов.
Создавая агломерацию, предстоит разобраться с множеством разноплановых проблем. И далеко не всегда финансовых. Денег на самом деле потребуется не так уж и много. Вот только вкладывать их нужно в человеческий капитал.
Собственно, цель любого территориального развития – это человек. И агломерация с ее масштабами и перспективами призвана создавать максимально благоприятные возможности для жизни людей и их профессиональной реализации. Если этого нет, то никакие урбанистические мечтания и прожекты не способны указать путь к «золотому городу».
Да и не существует его, этого города. И не существовало никогда. Его манящие огни – не более как мираж. Только кажется, что задача создания агломераций решаема на уровне города-ядра. В реальности она требует затрат интеллекта и политической воли в масштабе всего региона. И понимания, что агломерация – это перво-наперво совместное развитие.
Так что следует проявить терпение и упорство. Дело того стоит. Только не надо торопиться. Совершенно незачем возвещать о достижении цели, к месту и не к месту поминая Большой Ростов. В конце концов, как утверждают умные люди, стены Иерихона – пожалуй, первой в истории человечества городской агломерации – пали совсем не от каких-то там чудо-труб осаждающих. Просто в самом городе слишком сильно дули в фанфары…