В очередной раз проблема защиты прав потребителей была рассмотрена сегодня на расширенном заседании донского правительства.
Гарантии этих прав закреплены в областной госпрограмме «Экономическое развитие и инновационная экономика». Туда включена соответствующая подпрограмма, содержащая перечень неотложных задач по защите прав потребителей на Дону. В ряду таких задач – обеспечение возможности бесплатной, доступной и квалифицированной юридической помощи, повышение уровня правовой грамотности и рост качества товаров и услуг, усиление значимости и престижа рабочих профессий, и совершенствование квалификации специалистов сферы обслуживания.
Как отметил директор областного департамента потребительского рынка Алексей Панкратов, в возглавляемой им структуре создана многоканальная система получения бесплатной юридической помощи по вопросам защиты нарушенных прав жителей Дона. Ежегодно помощь как по электронной почте и горячей линии, так и через сайт www.zppdon.ru, получают более 50 тыс. человек.
Свой вклад в дело защиты прав потребителей вносит и специализированная сеть общественных приемных, действующая в десяти донских муниципалитетах. Кроме того, на местах организована работа структурных подразделений по защите прав потребителей.
Эта работа служит важной составляющей общего рейтинга деятельности органов местного самоуправления. Согласно прошлогодней рейтинговой оценке, работа 27 муниципальных образований признана эффективной, 26 сработали удовлетворительно. И лишь два муниципалитета защищали права потребителей с низкой эффективностью. А если точнее, то неудовлетворительно. Но и такого, пусть и низкого числа достаточно, чтобы не успокаиваться и продолжать наращивать усилия в решении этой важной социальной задачи.
В комплексе мер по ее решению видное место занимает система независимых экспертиз и сравнительных исследований. Их цель – защитить население области от недоброкачественных товаров и услуг. Так, в прошлом году на соответствие нормативным требованиям были проверены свыше 630 образцов. В году текущем только из продовольственной группы проверку на соответствие качества и безопасности пройдут сто образцов товаров.
Важным индикатором всей работы по обеспечению защиты прав донских потребителей служат результаты ежегодного соцопроса по потребительской тематике. Он проводится департаментом уже на протяжении 14 лет. И позволяет понять реальные запросы людей и адекватно на них среагировать.
В целом же работу по обеспечению защиты прав потребителей в Ростовской области можно признать эффективной. И это вполне объективная оценка, основанная на результатах рейтинговой оценки субъектов Федерации. В этом рейтинге Ростовская область занимает второе место.
Однако губернатор Василий Голубев обольщаться достигнутым был явно не намерен. И свои вопросы к директору департамента подобрал так, чтобы нагляднее показать недостатки. К таким В. Голубев отнес неудовлетворительную организацию придорожной торговли. Вот уже который год этот вопрос регулярно поднимается, однако дело движется с большим скрипом:
– То, как выглядит наша придорожная торговля, иначе как позорищем не назовешь…
При этом одной из первостепенных задач департамента потребительского рынка всегда было обустройство мест реализации продуктов и других товаров. И эта задача, по оценке губернатора, сегодня не выполняется. Голубев призвал руководителей муниципалитетов внимательно приглядеться к торговле таким товаром, как арбузы. Подозрительно рано стали появляться они в массовых количествах на донском рынке. Вывод губернатора:
– Никто из нас не должен проезжать мимо некачественно организованной торговой площадки. Реакция должна быть мгновенной. В конце концов, наше второе место обязывает нас проявлять такую обостренную реакцию…
Губернатор призвал не нахваливать друг друга, а сосредоточиться на проблемах. Их такая сфера, как потребительский рынок, поставляет пока в больших количествах:
– Мы – представители власти. И люди ждут от нас соответствующей реакции на беспорядок. В том и состоит защита прав. А наша обязанность – эти права обеспечить…