По сообщению областного МВД, в последние месяцы замечен рост мошенничеств, связанных с IT. Рассказываем о наиболее распространенных сценариях телефонных обманов.
Пенсионерке из Ростова позвонили «сотрудники банка» и сообщили о «сомнительных операциях», которые стали проходить по ее счетам. Конечно, сразу же предложили способ «сохранить сбережения». Всего-то потребовалось быстро снять деньги в банке и несколькими транзакциями перевести на «сберегательный счет». Когда вся сумма ушла, услужливый менеджер вдруг сбросил звонок и перестал выходить на связь...
В полиции возбудили уголовное дело и теперь «проводят комплекс оперативно-розыскных мероприятий, направленных на установление и задержание причастных к совершению противоправных действий».
Эта длинная и сложная формулировка означает, что новые показания добавят в специальную базу данных, которая поможет отыскать совпадения по номерам банковских карт, телефонов, IP и сложит все в общую картину. Результат, объясняет наш источник в правоохранительных органах, это дать может, но не моментальный. По его словам, раскрываемость таких дел по стране не превышает одного процента:
— Дел очень много, правоохранители за ними не успевают, да и их технические возможности ограничены. На моей практике я видел только два успешных случая борьбы с телефонными мошенниками, в обоих помогли ребята из «Лаборатории Касперского». Но ресурсные затраты в этом слишком велики.
Однако для обманутых этот «комплекс мероприятий» — единственный способ вернуть сбережения. Так, житель Константиновского района продолжает надеяться, что ему помогут вернуть 2,3 миллиона рублей, которые он сам же отправил мошеннику...
Дончанин поверил звонящему «сотруднику брокерской компании» и его выгодным условиям для инвестиционной и брокерской деятельности. «Легкие» деньги получить казалось очень просто — открыть и пополнить торговый счет на сайте.
Пенсионеру-инвалиду Михаилу из Ростова теперь каждый месяц приходят сообщения с требованием оплатить задолженность. Полгода назад на его имя мошенники оформили кредит по телефону.
«Сотрудник банка» обратился к своему «клиенту» по имени и отчеству, назвал правильный адрес проживания — этим-то и усыпил бдительность Михаила.
— Кто и как еще мог узнать эту информацию? Точно из банка, — размышлял пенсионер. У него, действительно, был кредит в том банке. Вот и назвал, как попросили, все свои паспортные данные...
В полиции Михаила признали потерпевшим. Но на ежемесячное увеличение долга это никак не повлияло. Так сумма комом и растет — платить Михаилу нечем.
Студентке Светлане Баркаловой в банке ответили коротко: «Виноваты сами». Задолженность, тем более быстро увеличивающаяся, грозила кучей проблем — запретом на выезд заграницу, арестом имущества, судебными тяжбами...
Тогда Света рассказала о проблеме на своей страничке в соцсетях — кредит в 137 тысяч помогли закрыть подписчики и родители.
— Я не могла закрыть эту сумму самостоятельно. Пошла бы работать, перестала бы успевать по учебе... Мне просто повезло, что у меня большое медийное окружение. Я занимаюсь общественной деятельностью несколько лет, обрела много знакомых. Потому и удалось быстро собрать сумму. А что делать людям, у которых нет такой поддержки? — задается вопросом Света.
Мошенники попали на студентку в тот момент, когда у нее были проблемы с молодым человеком. Тонкие психологи на том конце провода сразу поняли, что девушка расстроена и рассеяна, и взяли ее в оборот...
Представившись все теми же сотрудниками банка, они сообщили Свете, что на нее кто-то пытается взять кредит и необходимо срочно создать «зеркальную заявку», которая аннулирует предыдущую. Проще говоря, Свете самой надо было взять кредит, снять эти деньги и перевести на счет страховщика кредита.
— Я никогда не сталкивалась с кредитами и ничего о них не знаю. Я задавала много вопросов звонившему, он развернуто отвечал на каждый из них. И в целом вел себя как сотрудник банк. Это было внушение на уровне гипноза. Меня держали на телефоне, не давали отключиться и как будто вводили в транс. Я не осознавала, что делаю, — вспоминает студентка.
Однако практикующий психолог, гипнотерапевт Демьян Новиков использование гипноза мошенниками отрицает — одних только знаний психологии и навыков убеждения хватает, чтобы перегрузить психику человека и заставить что-либо делать.
— Люди думают, что гипноз — нечто особенное, что кто-то им владеет и использует в негативных целях. Но на самом деле все мы в трансовом состоянии пребываем ежедневно, причем от 10 до 20 раз, — говорит Демьян. — Наш же случай подобен тому, как грабители спускаются с девятого этажа, дергая все ручки по пути в надежде найти незапертую дверь. Телефонные мошенники просто обзванивают всех и обнаруживают того, кто их внимательно начинает слушать.
Обезопасить же себя можно, держа в голове несколько простых правил:
1. Свои паспортные данные, данные о картах и счетах никому по телефону сообщать нельзя. Банки таким образом не запрашивают информацию.
2. При получении сообщений о проблемах со счетом, нужно позвонить по официальному номеру банка.
3. Не нужно совершать никаких операций по инструкциям звонящего. Все операции для защиты карты сотрудники банка совершают сами.