
После публикации в «Нашем времени» материала «Стадо приходит… с неба» управу на его хозяев искала представительная комиссия из области
Фото/Видео: Наталья Нарсеева

«Обиженные» животноводы
Несчитанные буренки, годовалые бычки и телята – примерно около тысячи голов из Морозовского района – почти круглый год пасутся без спроса на фермерских пастбищах, заходят на их поля: вредят озимым, затаптывает подготовленную к севу почву, уничтожают посевы в Верхнеобливском сельском поселении Тацинского района. Реакция на публикацию о проблемах фермеров была оперативной.
На следующий же день стадо буквально исчезло с фермерских полей. Объяснение этому нашлось очень скоро: ближе к вечеру позвонили из района, сообщили, что завтра будет комиссия из Ростова.
В хутор приехали представители минсельхоза области, министерства экологии и природных ресурсов, природоохранной прокуратуры, Россельхознадзора и управления ветеринарии, и.о. начальника участковых уполномоченных Тацинского района, заместитель главы районной администрации и глава сельской администрации, явились обидчики фермеров – Али и Рамазан Алиевы.
Правда, большая часть стада «испарилась» – Алиевых кто-то заранее предупредил о приезде комиссии.
На вопрос, сколько у них всего скота, владельцы «честно» отвечали: сами знаете, столько, сколько числится официально, – триста голов.
А что больше тысячи – так фермеры наговаривают.
– А честно?
– А остальные что… бычки годовалые и телята маленькие, – уверенно обозначает свою позицию по поводу численности поголовья животновод.
Потерпевшие возмутились: «Ваши «маленькие телятки» уничтожили фермерские пастбища – на них, кроме полыни, ничего не растет, вытоптали и потравили несколько фермерских полей в поселении!»
Как стало известно спустя пару дней, большую часть поголовья – в основном молодняк, навскидку голов 300, видели в Морозовском районе близ хутора Грузинова; еще часть стада встречали в то же время в районе балки Долгой, которая тянется через Тацинский и Морозовский районы. «Беглецов» узнали по особой примете – отсутствию бирок в ушах.
Представители контролирующих органов увидели незаконный скотомогильник в лесополосе.
С комиссией не поспоришь
Решение на месте было принято коллегиально: на следующий день Алиевы предоставляют скот для обработки специалистам ветеринарной службы. Весь.
Ну а дальше всем контролирующим органам придется решать задачу со многими неизвестными: кто должен найти и сосчитать скот, фланирующий по фермерским полям? Без этого миссию комиссии нельзя считать выполненной – не зря же в ее составе был человек с квадрокоптером. Для каких-то целей этот аппарат ему вручили? Власти Морозовского района должны соотнести площадь пастбищ, которые находятся в аренде или в собственности у животноводов, и рассчитать, какое количество животных можно содержать на этих пастбищах без ущерба земле и экологии. На одну корову требуется три гектара пастбищ, если животные на выгульном содержании.
Но коров и бычков явно больше, чем пастбищ. И найдется ли столько земли у района?
Прежде чем пасти такое стадо, надо бы решить вопрос водопоя. Поить скот в реках запрещено законом: водоохранная зона – 200 метров, но ближе чем на 50 метров к реке скоту подходить нельзя – там находится защитная полоса реки с особыми ограничениями. Рек у нас гораздо меньше, чем скота, и многие уже заилены, затоптаны, как река Быстрая в этих местах.
И вольно бродить по чужим полям скоту тоже запрещено. Не справляется обычный пастух – надо огораживать свое пастбище электропастухом.
Все правила содержания скота давно прописаны и всем известны. Но в конкретном случае нарушители считают, что виноваты все, кроме них: ветврачи почему-то не обработали скот; фермеры не посоветовались, где им сажать ячмень, вот поле и оказалось на пути стада; а власти так вообще им земли не дают, мол, нет свободной.
– Для такого количества скота, конечно, где найти три тысячи гектаров? – тоже резонный ответ. – Прежде чем столько скота заводить, для него нужно пастбища подготовить.
А держать животных в стойле и закупать корма – совсем другая прибыль получится.
Комиссия уехала. На следующий день специалисты ветеринарной службы начали проводить обработку скота. А уже через несколько дней все стадо – часть обработанного с бирками и необработанные животные без бирок – вернулось на земли Верхнеобливского сельского поселения.
Какая разница фермерам, какие коровы и телята топчут их поля: с прививками или без прививок, с бирками в ушах или без?!
Власти над проблемой работают. У фермеров скоро сев, они почву готовят и надеются, что следующий урожай уцелеет. И еще думают о том, как восстановить свои пришедшие в негодность пастбища, речку Быструю, ее берега… Есть еще вопрос: получает ли государство налоги от варварского животноводства? И куда идет прибыль от такой предпринимательской деятельности? Ведь ущерб, нанесенный природе, тоже надо восстанавливать.
«Наше время» будет следить за развитием событий.

