У многих моих знакомых словосочетание «автомобильный клуб» ассоциируется со сборищем гоняющих «без тормозов» на предельной скорости по дорогам и пугающих пешеходов. А в Каменоломнях познакомилась с членами местного автоклуба Marseille. И убедилась, что на стритрейсеров они совсем не похожи.
Фото/Видео: Ирина Хансиварова
На встречу со мной Анна Компаниец (как выяснилось, девушки-водители в автоклубе тоже есть) и организатор автоклуба Константин Шубин приехали на популярной в свое время «Ладе-2114». Это потом ее, как и другие советские автомобили, затмили иномарки. Но «Лада» и сегодня хорошо держится. Эта ретромодель лихо ездит по поселковым дорогам района и не только, вызывая уважение автолюбителей. За руль «Лады» Константин сел в 18 лет, как только получил права. Его водительский стаж – почти десять лет. О себе говорит коротко: «Я обычный работяга, тружусь на заводе. А в свободное время люблю копаться в автомобилях, изучаю их историю». Аня окончила ДонГАУ, работает ветеринаром в ветклинике в Шахтах. Обычные, нормальные молодые люди.
Эх, прокачу!
Почему автоклуб называется Marseille? Оказывается, автоклубы с таким названием есть в Москве, Казани, Ростове и других российских городах. Как объяснил Константин, автоклуб, который он создал, пользуется франшизой – использует названия бренда в коммерческих целях. Хотя до коммерческих целей дело у ребят пока не дошло. Когда три года назад создавали автоклуб, думали открыть молодежное такси, которое с ветерком и музыкой развозило бы молодежь с вечеринок, да и просто, если нужно, по адресам поселков и хуторов Октябрьского района и города Шахты. Однако бизнес потерпел фиаско, едва начавшись. На пути ребят встали опытные таксисты, непрозрачно намекнувшие на то, что «Боливар не вынесет двоих», то есть конкурентов никто не потерпит. Молодежное такси было самым дешевым и прибыли никакой не приносило, случалось, что и денег с пассажиров «марселевцы» не брали. Словом, бизнес пришлось свернуть. И переключиться на другие важные и интересные дела.
Ретровыставка
Например, на организацию ретроавтовыставки в Шахтах. Договорившись с администрацией города и полицией, провели автомобильный ретрофорум. На выставке было представлено более 70 автомобилей со всего донского региона, выпущенных в разные годы.
– Такой автовыставки у нас в области не было с 2015 года, – говорит Константин. – Мы провели среди посетителей розыгрыш автомобиля, было много призов от спонсоров – автошколы, автосалона. Люди просили проводить такие мероприятия чаще.
У каждого из российских автоклубов есть свое направление работы. В Москве, к примеру, участники автоклуба проводят так называемые сходки – съезжаются на своих авто к определенному месту, общаются, слушают музыку. В Шахтах автолюбители из клуба изучают издаваемые двигателями разных автомобилей звуки. Оценивают их влияние на людей, окружающую среду. У автоклуба Каменоломен свое направление – привлечение школьников, молодежи к автодвижению и автоспорту. Его задача – отвлечь молодежь от разных негативных явлений. Участники автоклуба планируют приходить в школы, рассказывать и показывать учащимся сценки, связанные с пешеходами и автомобилистами, нарушением правил дорожного движения. С помощью каскадеров хотят наглядно показывать, как ДТП опасно для автолюбителей и пешеходов. Чем оно может закончиться для обеих сторон. В работе со школьниками участники автоклуба планируют обсуждать и тему стритрейсинга, организации цивилизованной скоростной езды.
Что скрывать, сами автолюбители из Marseille Каменоломен и Шахт тоже гоняли глубокими ночами по дорогам, потом скорости «поубавились», пока не достигли нормы. То ли мода на стритрейсинг перестала вызывать интерес, то ли парни повзрослели, только сейчас такая езда не очень-то приветствуется и в клубе к ней относятся строго. Не задерживаются здесь и те, кто имеет права на вождение, а управлять автомобилем не умеет. А если серьезно, таких «водил» в автоклуб не принимают.
Елка на капоте и автоспорт
Шефствует Marseille над детскими домами Шахт и Каменоломен. В прошлом декабре они поехали поздравить детей из детских домов, переложив детскую сказку про деда Мороза и Снегурочку на новый лад. Герои сказки приехали к ребятишкам в детский дом не на тройке, запряженной лошадьми, а на автомобилях. Но особый восторг у детей вызвала елка, установленная на крыше автомобиля, которая после возгласа детей: «Елочка, зажгись!» не только загорелась разноцветными огнями, но и стала «кружиться» под музыку. Это участники автоклуба умело управляли «танцем» елочки.
Сейчас автоклуб помогает автопилотам Николаю Турову и Андрею Лазареву делать карьеру в автоспорте. Ищут спонсоров для участия автопилотов в соревнованиях по кольцевым автогонкам, для приобретения для них соответствующей экипировки. И мечтают снова провести ретроавтовыставку. Как говорят в автоклубе, у Marseille Октябрьского района планов – громадье. И они обязательно будут реализованы.