Дата публикации:
22 янв 2023 г.
Сделать это порой сложно. Поможет в этом «Интенсив волонтеров истории».
846
Фото/Видео: Екатерина Жукова
Мастер-класс в музее изобразительных искусств. Участники интенсива познакомились с работами китайских и японских художников и учатся писать иероглиф «Богатство».
Интересная история
Это – очередной проект ростовской региональной общественной организации содействия развитию региона. Он выиграл президентский грант и фактически стал продолжением другого проекта – «Поможем учиться в школе». Два года назад детям из многодетных семей помогли организовать дома места для учебы, а еще провели для них серию занятий по истории. И занятия эти вызвали невероятный интерес. Вот и было решено проект продолжить. Но с учетом более актуальных запросов общества: научить аудиторию отделять фейки от исторической правды. Согласитесь: сегодня это нужно всем.Хотя, конечно, всех сразу научить невозможно. Рассчитан интенсив на ребят 12-18 лет из многодетных семей и тех, кто живет в пунктах временного размещения беженцев.
Участникам проекта объясняют, почему нужно обращаться к достоверным источникам информации (сайтам и газетам официальных органов власти, архивам, книгам), демонстрируют, как много ложных сведений в Интернете (например, в Википедии, ведь писать в ней может кто угодно).
Конечно, подросткам приходится много читать. Нравится это не всем. Однако не в восторге молодое поколение и тогда, когда его обманывают. Вот и приходят к мысли, что лучше больше читать и учить, чем допустить, чтоб тебя водили за нос. Выкладывают на эту тему посты у себя на страничках в соцсетях и таким образом привлекают внимание к проблеме.
И родители — тоже
Правильное ведение страничек в соцсетях – обязательное условие участия в проекте. Детям рассказывают, что не нужно привлекать внимание исключительно к своей персоне, выкладывая только свои портреты. Пусть лучше страничка рассказывает об интересах того, кто ее ведет, и его знаниях. В этом случае посты и лайков больше соберут, и подписчиков.Изначально организаторы интенсива рассчитывали, что в него в основном придут участники предыдущего проекта. Но приглянулся он и родителям. Они тоже стали ходить на экскурсии, участвовать в диспутах, слушать лекции педагогов по истории, а потом выполнять с детьми практические задания. И это, кстати, считают организаторы, оказалось одним из факторов успеха их начинания: дети часто охотно занимаются тем, чем увлечены родители. Кроме того, благодаря вовлеченности мам и пап исторические баталии продолжаются у ребят и дома, а значит, знания закрепляются.
– На проект пришло больше участников, чем предполагалось. Мы не везде помещались, вот и стали проводить занятия в просторных залах музеев и библиотек. В архивах бываем. Так интереснее. К тому же нас пока везде тепло встречают, демонстрируют уникальные экспонаты, пускают туда, где посетителей не бывает, – рассказывает организатор проекта, руководитель ростовской региональной общественной организации содействия развитию региона Елена ШУЯКОВА.
Руководитель ростовской региональной общественной организации содействия развитию региона Елена ШУЯКОВА знакомит волонтеров истории с ценными свидетельствами различных эпох даже без посещения музеев. У нее хватает и личных артефактов.
А были ли новгородцы?
Вот одно из заданий, которое должны выполнить участники проекта: «Определите, фейк или правда: Иван Грозный приказал казнить 300 тыс. жителей Новгорода»?Найти правильный ответ сходу не получится. Сначала надо проверить, сколько горожан проживало в Новгороде. Информацию нужно брать из разных источников и учитывать личности их авторов. Например, это мог быть человек, бежавший от преследований Ивана Грозного, и тогда, может быть, сведения он мог исказить. Внимание участников интенсива обращают на записи иностранных путешественников. Барбаро называет Новгород «обширнейшим городом». Кампензе – «знаменитейшим и богатейшим из всех северных городов», обширностью превосходящим Рим. Йовий отмечает, что он всегда славился «бесчисленным множеством строений своих».
Историк В.С. Иконников пишет, что численность новгородцев разные источники того периода определяют от 8 тыс. до 400 тыс. человек. Он предлагает обратить внимание на количество дворов в городе — 5096, предположительно в них могло проживать чуть больше 20 тыс. человек.
Оценить количество жителей можно и по другому показателю – площади города. На тот момент она составляет 240 га. Почти вся застройка была одноэтажная, 30 % города не могло быть занято жилыми строениями (на эту территорию приходились церкви, рынки, площади). Максимально на одном га могли проживать 200 человек, но куда вероятнее 120-150. Значит, исходя из площади, в Новгороде никак не могло проживать более 35 тыс. человек.
То есть в городе проживало от 20 тыс. до 35 тыс. человек. Получается, казнить 300 тыс. новгородцев Иван Грозный не мог. Это — фейк!
Батл и будущая профессия
Всего в интенсиве участвует 120 ребят. Проект реализуется в Ростове, Таганроге и Шахтах. Занятия ведут историки, краеведы, журналисты, психологи.Кто-то благодаря интенсиву увлекся чтением, историей, кто-то решил получать историческое образование. Кстати, ребятам помогают и с выбором профессии. Психолог Светлана НИКУЛЕНКО определяет, какие у кого склонности. Отдельно ведется психологическая работа с детьми и родителями из ПВР. После пережитого стресса вернуться к нормальной жизни без терапии некоторые просто не могут.
Такие толстовки получают участники интенсива. На них — портреты знаменитых исторических личностей с их высказываниями. Толстовки отправили и ребятам в Луганскую и Донецкую народные республики в рамках уже другого проекта – «Донбасс. Учимся вместе». На снимке – психолог Светлана Никуленко.
Закончится «Интенсив волонтеров истории» в мае. Предполагается, что к этому времени участники проекта совместно с педагогами вузов выпустят 15 научных статей. Планируется большой исторический батл. Аналогичные батлы организация «Содействие развитию региона» сейчас проводит среди старшеклассников Ростова в рамках проекта «Исторические баталии. Сила в правде».
Но на самом деле организаторы проекта считают главную миссию уже выполненной: его участники сдружились, осознали, насколько важны в жизни знания и правда.