Дата публикации:
4 мар 2023 г.
В школе-интернате № 33 в Новочеркасске есть все, чтобы незрячие дети могли ощутить красоту и многообразие мира и были готовы к взрослой жизни.
694
Фото/Видео: Екатерина Жукова
Скалодром с морскими обитателями
В 2021 году интернат принял участие в федеральном проекте «Современная школа» национального проекта «Образование», и теперь здесь везде — новое первоклассное оборудование. В фойе на стенах – объемные изображения: машины, дома, уголки природы… Ведь незрячие дети познают мир наощупь...В кабинете адаптивной физкультуры – настоящий интерактивный скалодром на морском дне. Включается подсветка, и на стене скалодрома появляется глубоководный мир с его обитателями. Конечно, рыбок и черепах увидят только дети, у которых сохранилось зрение. Они поначалу рассматривают подводный мир с большим интересом (это выглядит, как аквариум во всю стену). Насмотревшись же, ребята пытаются поймать рыбок, как солнечных зайчиков.
Интересно лазать по скалодрому. А еще – полезно: укрепляются сразу все мышцы. Для детей с ослабленным зрением это очень важно, ведь двигаются они, как правило, меньше своих сверстников. А еще у них страдает координация движений, поэтому в кабинете есть балансировочные кочки и следы. Это особые приспособления из упругой мягкой резины — стоять на таких кочках непросто, постоянно приходится балансировать.
Есть здесь и тренажеры для коррекции опорно-двигательного аппарата и особенно — осанки.
Видеть и делать руками
Кабинет логопеда-дефектолога раньше вообще был складским помещением. А теперь это – огромная светлая комната с шахматной зоной и зоной отдыха. Множество наборов мелких фигурок животных, техники, овощей, фруктов. Ощупывая фигурки, незрячие дети получают представление об окружающем мире.– Сюда купили все, о чем я просила, – рассказывает логопед-дефектолог Надежда СТРАДАНЧЕНКОВА. – Но многое с детьми мы сделали сами из природных материалов и бумаги. Например, лесную полянку, декорации для спектаклей с пальчиковыми куклами. Нашим воспитанникам важно работать руками, ощупывать фактуру материала, форму предмета. Они познают мир, развивают мелкую моторику и чувствительность пальцев. Без этого — никак, ведь наши дети читают с помощью шрифта Брайля. Кстати, вместе с новым оборудованием нам поступил и принтер Брайля.
Логопед-дефектолог Надежда СТРАДАНЧЕНКОВА многое в своем кабинете сделала вместе с детьми сама. Никакое оборудование не может развить у детей мелкую моторику так, как работа своими руками
На принтере можно печатать картинки с выпуклым контуром, тексты со шрифтом Брайля. А недавно школа передала в подарок слабовидящим детям Донбасса собственноручно распечатанную азбуку.
Грядки и флюгер
Ягель, растущий на стене, мы увидели в кабинете, где разместилась экологическая студия. Его здесь вырастили специально для того, чтобы незрячие дети могли пощупать мох из тундры и запомнить, что он на ощупь совершенно не такой как наш – мягкий и слегка упругий – ни с чем не спутаешь.Есть в экологической студии и акваферма. Так здесь называют аквариум с рыбками, над которым стоит контейнер с решетчатым дном. В аквариуме поддерживается постоянная температура, а в контейнере всегда сохраняется влага, и ребята в нем проращивают семена. Ежедневно следят за ними, ощупывают. Так они узнают, когда росток проклюнулся, когда корешки появились.
– В хорошую погоду мы часто проводим занятия во дворе, – рассказывает преподаватель дополнительного образования по экологии Виктория ЧЕБОТНИКОВА. – Вместе копаем и рыхлим грядки, сажаем цветы — как в семьях дети это делают дома с родителями (ведь большинство наших воспитанников домой уезжают только на каникулы ). А еще на улице у нас есть метеоплощадка с улавливателями облаков, гигрометром, барометром, термометром, флюгером. Мы ведем наблюдения за природой и погодой. Юные экологи не участвуют в районных и городских субботниках, а в самом интернате наладили раздельный сбор мусора.
Говорящая посуда
Учатся в школе-интернате незрячие ребята и тому, что у обычного человека, как правило, никаких сложностей не вызывает: отмыкать и замыкать квартиру, вешать на вешалку одежду, обслуживать себя на кухне. Эти обычные бытовые навыки школьники развивают в кабинете социально-бытовой ориентации. На вид кабинет напоминает уютную квартиру-студию. Но сколько здесь, например, приспособлений на кухне!Кабинет социально-бытовой ориентации — это по большому счету уютная комната. Здесь главное: приучить детей правильно обслуживать себя в быту. И главную роль здесь играет не обстановка в комнате, а учитель. Который каждый раз будет подсказывать, помогать, поддерживать
На кружках установлены датчики, которые позволяют не разлить воду. На ножах – специальные ограничители: с ними можно сделать тонкую нарезку, не поранить пальцы. На контейнерах с сыпучими продуктами — «говорящие» крышки. Нажимаешь на кнопку на крышке, и воспроизводится аудиозапись, которая сообщает о содержании контейнера. Есть на кухне мультиварка с речевым выходом, разделочные доски с поверхностями разной фактуры: для рыбы, мяса, овощей, хлеба.
– Сегодня много приспособлений, которые позволяют незрячим людям обслуживать себя самостоятельно, и наши ученики, закончив школу, будут знать, как ими пользоваться, – рассказывает директор школы-интерната Ирина КЛИМЧЕНКО. – И, конечно же, мы учим наших детей обычной ориентации в пространстве: в помещении, на улице, среди людей.
Музыкальная социализация
А еще в школе стараются помочь ребятам сориентироваться с будущей профессией. В рамках профориентации у старшеклассников проводят уроки по массажному делу (мы уже писали об этом). Есть здесь и музыкальная студия, выпускники которой могут поступить в Курский музыкальный колледж для незрячих и слабовидящих.– В студийный шумовой оркестр мы берем всех, – рассказывает учитель музыки Ольга Ершова. – В ансамбль принимаем по желанию, в солисты – только ребят с музыкальными способностями. В любом случае все наши юные артисты приучаются к работе в коллективе, на сцене, к участию в конкурсах, и это один из путей социализации наших воспитанников.
В студии проходят занятия по сольфеджио, хоровому пению, музыкальной литературе — все как в музыкальной школе. Хотя, если честно, оснащение в школьной студии такое, что ей многие детские музыкальные учебные заведения могут позавидовать.
В студии есть сцена. Есть здесь и обычное классическое струнное фортепиано, и синтезатор, и даже гибкое пианино — тонкая легкая клавиатура, которую можно свернуть в рулон и развернуть на какой угодно поверхности и играть на ней — очень удобно. Есть здесь гитары, барабаны, гусли, флейты, колимба, маракасы, ложки, трещотки и даже глюкофон — современный музыкальный инструмент, выдающий очень специфический звук…