
Дата публикации:
23 мар 2023 г.
Почти сотню лет живет и работает на Донской земле, в междуречье Маныча и Сала, большая трудолюбивая династия, основал которую Прокофий Зайцев.
718
Где родился, там пригодился
Конечно, у него, его супруги Матрены Илларионовны есть далекие предки, пришедшие на эти плодородные земли, вероятно, еще в XVIII-XIX вв. Они воспитывали детей, строили дома, растили хлеб, жили как многие вокруг. Да только никого из них, сгоревших в пламени Гражданской войны, к 20-м годам XX века не осталось.А Прокофий, его старший брат, малолетняя Матрена оказались после войны в приюте, расположенном неподалеку от Б. Мартыновки.
На Дону в это время жилось бедно, фронт по этим местам прокатился не один раз. Посевные площади сократились более чем вдвое, тягловый скот, лошади практически исчезли. Да и работники тоже.
Казаки потеряли пятую часть численности, не относящиеся к этому сословию землепашцы - примерно столько же.
В 1921 году из-за засухи погибла большая часть озимых, начался настоящий голод. Как это время пережили дети в мартыновском приюте, трудно сказать. Да и пережили, очевидно, не все.
В 1922 году в стране была объявлена новая экономическая политика. Землепашцам на Дону были выданы денежные кредиты, почти миллион пудов семян. Хороший урожай помог преодолеть голод.
Через пару лет более половины крестьянских хозяйств, трудившихся на земле, стали, как говорили тогда, «осереднячиваться», остро стал вопрос рабочей силы, всем требовались батраки. И Зайцевы, самые старшие из сиротского приюта, все дни с утра до вечера проводили на разных работах. На то, что они получали за свой труд, и жили воспитанники детского дома. Так продолжалось несколько лет.
В конце 20-х годов страна сделала упор на создание и развитие колхозов. Но колхозы со своими наделами земли не могли справиться без современных сельскохозяйственных машин. Приобрести их они также не могли — на это не было средств. И тогда было принято поистине соломоново решение. Была создана сеть государственных машинно-тракторных станций (МТС).
Эти станции получали тракторы, сеялки, прочий механический инвентарь и, подписав договор с колхозами, вспахивали землю, убирали урожай, получая свою долю с него согласно договору. Первая МТС открылась в 1928 году в Одессе, через год одной из первых на Дону, неподалеку от Большой Мартыновки, заработала Новомартыновская МТС. Здесь были построены каменные мастерские для ремонта и хранения техники, хранилось оборудование для ремонтных работ.
Для рабочих выстроили два каменных двухэтажных дома (люди живут в них и по сей день), вскоре появились домики директора, техников, заработала со временем и чайная с магазином. Вот сюда по воле случая, или, вернее, по судьбе, и пришел Зайцев, которому в ту пору едва исполнилось 22 года. Обученный начальной грамоте, знающий все имевшиеся сельхозинструменты и машины (познакомился с ними на батрацких работах), на станции он оказался ко двору, вскоре став одним из лучших слесарей-ремонтников МТС.
Вся техника, все тракторы, а затем и комбайны, поставляемые американцами, шведами, немцами, прошли через его умелые руки. После окончания полевых работ всю технику разбирали, смазывали, изготавливали поломавшиеся детали, хранили. А уже весной все это нужно было вновь собрать, запустить, подготовить к работе. Для Зайцева такая деятельность была в радость, глаза горели, голова впитывала новую информацию, приходил опыт, работала интуиция. Говорят, что есть музыканты, художники, писатели от Бога. Таким вот слесарем, техником, механиком от Бога и стал со временем Прокофий Зайцев.
Здесь он сыграл свадьбу с Матреной, младшенькой воспитанницей того же детского дома-приюта. Здесь в 1935 году родилась дочь Евгения, через пару лет на свет появился первый из сыновей — Анатолий.
После начала Великой Отечественной мастерские перешли практически на круглосуточную работу, кроме тракторов и сельхозтехники, ремонтировали всевозможную военную технику — машины, мотоциклы, броневики, тягачи… Работать прекратили, когда по дороге в сторону Сталинградской области ушел последний солдат Красной армии. Многие из работников ушли на восток. Зайцев со своим малолетним семейством остался дома…
Перед уходом рабочие попрятали инструмент, растащили оставшуюся технику по балкам. Оккупанты попытались начать мелкий ремонт поврежденной техники, но работа шла ни шатко ни валко — нет нужного числа работников, нет надлежащего инструмента.
...После окончания войны работа в МТС закипела с новой силой, нужно было возрождать село, кормить страну. Шли годы, появились новые тракторы, новые комбайны, все они были собраны-разобраны не один раз, помяты, изувечены. Опыт помог понять, как ремонтировать, как налаживать появляющуюся сельхозтехнику.
В конце концов из умелого, опытного слесаря-механика Прокофий Алексеевич становится диагностом.
Со всеми непонятными явлениями и неисправностями механизмов едут к нему за советом, получить квалифицированную помощь. Многие проблемы в моторах он понимал, а затем решал, просто прослушав работу движка на разных режимах.
Увы, жизнь не отмерила ему многие лета… Знатный механизатор ушел, едва выйдя на пенсию. Проститься с ним пришли все трактористы и комбайнеры Мартыновского и других близлежащих районов, которым он помогал. До сих пор его имя, его способности, уже ставшие легендой, здесь помнят…
Хорошее дело растить сыновей…
У Прокофия Алексеевича и Матрены Илларионовны Зайцевых было шестеро детей — дочка и пять сыновей.Все они были воспитаны любовью и трудом, уважали родителей, гордились мастерством отца. Евгения родилась в 1935 году и прожила свою жизнь, как миллионы русских женщин, в трудах и заботах о семье, родных и близких, оставив о себе добрую память.
Все сыновья с юности прошли испытание нелегким трудом в МТС.
АНАТОЛИЙ родился в 1937 году. Он хорошо запомнил военные годы — танки, румынских солдат, остановившихся на постой, — они пытались вдохнуть жизнь в мастерские, наладить ремонт техники.
Анатолий первым из братьев сел за штурвал комбайна и последним его покинул. В начале 50-х годов на селе было несладко. Семье из восьми человек не хватало единственной зарплаты Прокофия Алексеевича. Не спасал и огород. И в 16 лет Анатолий пошел работать — сначала штурвальным, затем стал опытным классным комбайнером. Отработав на родной земле, Анатолий в составе бригад почти ежегодно отправлялся на уборку в центральную часть страны, в Сибирь. За Урал Анатолий ездил 12 раз, работал на совесть, заслужил множество наград. Сначала грамоты и благодарности, затем медали «За освоение целинных земель», «За трудовую доблесть», не считая юбилейных наград и почетных знаков ВДНХ. В 1973-м, когда его стаж насчитывал 30 лет, Анатолий Прокофьевич был награжден орденом Трудового Красного Знамени - такая награда, как говорится, вручалась только лучшим представителям рабочего класса, крестьянства и трудовой интеллигенции.
Свои ордена и медали Анатолий хранит во вместительной шкатулке. Перебирая их, говорит, что некоторых здесь нет — правнуки растащили…
У Анатолия - два сына - Валерий и Вадим, и оба живут рядом с отцом, в поселке Новомартыновском, в родовом, если так можно сказать, гнезде. Вадим прошел войну в Афганистане, был ранен. Работал, как и все жители сел, в колхозах и совхозах, даже сейчас, выйдя на пенсию, трудится охранником. Валерий также всю жизнь отдал сельскому хозяйству, сейчас рулит КамАЗом — возит зерно, другие грузы сельхозназначения. У братьев - свои семьи, дети, внуки. И все рядом, вместе, на родной мартыновской земле…
АЛЕКСАНДР — третий из братьев, родился во время войны, в оккупации, как писали, помнится, в документах советской поры.
После школы слесарил в МТС, как и все тогда, работал на комбайне, трудился на уборке.
Затем облюбовал трактор и долгое время ездил на этом важном для сельского хозяйства транспорте. Трудился, как говорят, не покладая рук своих в разных агрохозяйствах, освоил в сельхозтехнике сложную работу погрузчика.
Сейчас, выйдя на пенсию, живет со своей семьей в Большой Мартыновке. У его сына, почти как и у деда, пятеро детей…
ВАЛЕНТИН, родившийся в 1940 году, прошел отличную школу жизни, работая в мастерских со школьных лет. Как и все братья, освоил комбайн, все лето посвящал уборке. Валентин — принципиальный, честный и совестливый человек, рано вступил в партию. Его заметили, и он много лет отдал вроде бы рутинной, но важной работе инструктора райкома. Став директором совхоза, приложил массу сил и энергии, чтобы вывести его в передовые.
После развала СССР, после того как общее до сих пор хозяйство потянули в разные стороны, руки нечистых дельцов потянулись и к его детищу, Валентин не стал молчать. Ездил в Москву, добивался правды…
Он и умер, как солдат партии и труда, на совещании. Сердце не выдержало несправедливости…
У него осталось двое взрослых детей, у которых свои семьи, заботы. Но все не отрываются от малой родины — сын, кстати, работает агрономом на мартыновском сельхозпредприятии — продолжает дело отца.
У ВИКТОРА, родившегося в 1944 году, большой стаж комбайнера, он много лет занимался газификацией Мартыновского района, заведовал нефтебазой. Его сын и дочь также связали свою жизнь, жизнь своих семей с сельским хозяйством, с мартыновской землей…
НИКОЛАЙ, самый младший из братьев Зайцевых, родился в 1947 году. На комбайн сел еще в школе, трудился с увлечением, умело. Николай как-то рассказал, что даже после выпускного, после прогулок и празднования побежал скорее домой — там перед домом стоял новенький комбайн, и ему не терпелось скорее сесть, завести и поехать опробовать новую технику.
Николаю пару десятилетий пришлось поработать на Крайнем Севере. Но затем вернулся домой, работал на разных должностях в различных предприятиях района. Сейчас живет в Мартыновке, в большом хлебосольном доме, возделывает сотки огорода с великолепными помидорами. Две дочери, их дети, правнук, когда посещают дом Николая, никогда не уезжают с пустыми руками.
Труд в подсобном хозяйстве дает свои плоды, поддерживает родню в наше непростое время.
Впрочем, а когда оно-то простым было? Вот вопрос…
Конечно, жизнь Прокофия Алексеевича, его сыновей, внуков вполне достойна отдельного описания, статьи, очерка, книги, в конце концов. И таких людей, таких семей на просторах Дона есть немало. И, возможно, о них еще расскажут.
А здесь я просто поделился своими воспоминаниями, отрывочными знаниями о большой трудолюбивой и доброй семье, с которой в начале 50-х годов наша семья жила рядом, дружила…

