С учетом этого обстоятельства власти области намерены в этом году приобрести 181 машину.
По данным «РБК-Ростов» со ссылкой на заместителя министра транспорта региона Инну Володину, сегодня на маршруты в Ростове и на местах выходят 3617 автобусов. Таким образом, как минимум 1800 машин требуют замены.
Понятно, что махом такую замену произвести невозможно. Как отметила И. Володина, автобусный парк обновляется постепенно. Но последовательно. В минувшем году было закуплено 158 новых автобусов, а в году наступившем планируется приобрести еще 181 единицу. Сейчас собираются заявки от муниципалитетов на получение автобусов. Муниципальным АТП они будут переданы за счет бюджета. Частным перевозчикам придется приобретать машины за свой счет.
В 2023 году за новые автобусы было уплачено 1,8 млрд рублей. На эти деньги из 158 машин приобрели 68 автобусов большого класса, 38 – среднего, 52 малых автобуса. Машины направлены в 17 донских муниципалитетов. Пока местными АТП получено 79 автобусов. Остальные должны поступить еще до конца первого квартала.
Большинство автобусов – 42 машины – получил Ростов. Еще 15 были направлены в Новочеркасск. Оставшиеся машины распределили по сельским районам. Так, в АТП Сальского района поступили 26 автобусов, в Матвеево-Курганский район ушло 10 машин. Дубовский, Чертковский и Константиновский районы получили по 8 автобусов.
Тут только следует заметить, что за три последних года стоимость закупаемого пассажирского автотранспорта выросла втрое. Подорожало и техобслуживание. Усугубляет ситуацию нехватка водителей. Те автобусы, что с трудом, но закупают перевозчики, водить некому. По данным донского минтруда, только в Ростове незаполненными остаются около 790 водительских вакансий.
При этом многие перевозчики не в состоянии обновить свой подвижной состав. Мешают малый пассажиропоток и, как следствие, низкая прибыль, а то и полное ее отсутствие. Прежде всего, такими убыточными оказываются маршруты в отдаленных территориях. Там число пассажиров крайне мало: отдельными маршрутами пользуются один-два человека за поездку.
В таких условиях затраты АТП многократно превышают размер платы за проезд. Оттого перевозчики более чем неохотно участвуют в конкурсах на право обслуживания подобных неприбыльных маршрутов. И это проблема, которую еще предстоит решать. Вот только, похоже, мало кто знает, как к ней подступиться.
Разумеется, разрабатывается ряд мер, направленных и на смягчение кадрового дефицита, и на компенсацию затрат за перевозку федеральных и региональных льготников, и на субсидирование убыточных маршрутов – прежде всего в сельских территориях. Но остроты проблемы транспортного обслуживания не только в глубинке, но и в самом Ростове это пока не снимает.