В Летнике приходилось бывать неоднократно. И в тяжелые для всех нас времена, и позже, когда это старинное село, расположившееся на благодатных берегах Большого Егорлыка, снова стало набирать прежнюю красу и силу. Тогда в каждый приезд можно было видеть отрадные перемены. Отремонтирован разрушавшийся было монументальный ДК, заново отстроен спорткомплекс, воздвигнут бревенчатый храм, обустроены парк и центральная аллея села…
Фото/Видео: Аркадий Будницкий
Вот и сейчас многое здесь радовало глаз. Разве что народу на улице, несмотря на погожий день, было для села в две с половиной тысячи жителей маловато.
– А все уже у пруда. Нас с вами ждут, – пояснил привезший нас в Летник водитель Константин. И показал телефон, на который получал видео, так сказать, с места события. Действительно, народу у пруда собралось порядком.
Но впечатления от видео померкли по сравнению с тем, что мы увидели, когда подъехали на место. Вереница машин, растянувшаяся на добрых полкилометра. А в голове ее – толпа людей. На глаз – где-то под сотню человек…
Теперь, наверное, самое время рассказать, что же собрало здесь в разгар погожего дня столько народу. Причиной послужил конфликт сельчан с индивидуальным предпринимателем из лежащего километрах в сорока от Летника села Развильное. Об этом конфликте рассказывало пришедшее в редакцию письмо. Под письмом, отправленным также в адрес ряда госструктур и должностных лиц, включая и губернатора области, подписались более полутора сотен жителей Летника.
Суть дела, быстро принявшего характер противостояния, состоит в следующем. Некто Денис Деркунский лет пять назад арендовал два пруда на окраине Летника и часть речки Большой Гок. Официально – с целью их зарыбления. Во всяком случае, так было заявлено собственнику водоемов – Азово-Черноморскому территориальному управлению Росрыболовства. И то охотно пошло на заключение договора аренды. Выгодного, казалось бы, со всех сторон. Действительно: собственник получал арендную плату, плюс мог всегда доложить о росте и разнообразии рыбных запасов. Для чего управление, собственно говоря, и создавалось. Арендатор, выращивая рыбу далеко не бросовых пород – карпа, белого амура и толстолобика, – мог со временем реализовать ее и отбить таким образом затраты на аренду, зарыбление и обустройство прудов.
Для жителей Летника сельские пруды – это больше, чем красивый пейзаж. Это настоящее место силы.
Была в этой истории и третья сторона – жители села, для которых летницкие пруды являлись частью их складывавшегося на протяжении более 200 лет быта. Испокон веку здесь они ловили рыбу – скромных карасей и окуньков. Пруды и питающие их речки Большой Гок и Сухой Лог служили и местом летнего отдыха – неслучайно около них возникли импровизированные пляжи. Да и просто красиво там: водная гладь, в которой отражаются холмы и деревья, дорога, стрелой убегающая к соседнему селу Жуковскому… Всё дышит пленительным покоем.
В 2019 году, когда Деркунский заключал с с Азово-Черноморским управлением договор аренды, никто и помыслить не мог, что тем самым покою этому кладется конец. Жители села уж точно ничего такого не думали. Власти местные тоже. Ведь все законы, казалось, были устроены так, что аренда летницких прудов ничего в жизни села менять к худшему была не должна.
Отдых в прибрежной полосе, относящейся, как и сами пруды, к объектам общего пользования, не возбранялся. Ловля карасей с окунями, коих в прудах всегда водилось в достатке, тоже. Что же до запущенных туда карпов с толстолобиками, то тут разговор особый. Все прописано в договоре аренды. Но ведь жили же в Летнике без этой рыбы. И, похоже, не тужили… Так что, повторим, поводов для беспокойства у местного народа вроде как и не было.
Однако все на летницких прудах стало меняться почти сразу после их зарыбления. Проход вдоль берегов прудов и двух речек был перекрыт шлагбаумами. У воды появились конструкции с видеокамерами и солнечными батареями. Арендатор явно стремился шагать в ногу со временем. Но, видно, не слишком доверяя технике, разместил у прудов еще и алабаев. И теперь эти грозного вида и внушительных размеров псы несли круглосуточную охрану территории. Чтобы, значит, никто посторонний не посягнул…
– Вот так налаживались у нас отношения, – иронически и с явным сожалением, заметила Ольга Владимировна Бабенко, одна из тех 152 человек, кто подписал письмо в редакцию. – Вместо нормального совместного использования прудов нам к ним фактически запретили подходить…
Запрещено и баста!
– То, что случилось, называется самозахватом территории, – уточнил ее односельчанин Геннадий Владимирович Вьюнников. – Прибрал к рукам товарищ землю вместе с водой и водоохраной зоной. С тем, что всегда составляло федеральную собственность…
Неудивительно, что такая ситуация вызвала у жителей села протест. Как заметил еще один подписавший письмо в редакцию житель Летника Георгий Игоревич Андрюшин, люди не для того тридцать лет старались поднять родное село, чтобы однажды вдруг им дали понять, что они тут – никто.
Конфликты с арендатором, явно почувствовавшим себя хозяином здешних мест, следовали один за другим. И ведь нельзя сказать, что люди не пытались выяснить отношения. Пытались все эти годы. Одна из последних встреч с Деркунским произошла в начале декабря. Вот как описал ее житель Летника Владимир Егорович Галактионов:
– Явился на сельский сход с адвокатом. Все время просидел вполоборота к людям. Ничего путного мы тогда от него не услышали…
К этому времени в отношениях между сторонами, что называется, накопилась критическая масса. Арендатор активно пытался запретить людям любой лов в «его» прудах. Даже угрожал травматическим оружием. Сельчане в свою очередь уличили его в хищническом вылове раков. Полицию по этому случаю вызывали. Только та, по словам еще одной жительницы Летника Светланы, явно не пожелала «разжигать страсти». Что, кстати, дало людям повод думать, что у ретивого арендатора имеется «рука» в районе или даже где повыше:
– Уж не знаю, так это или нет. Сам-то он эти слухи развеивать не пытался. Напротив, прозрачно намекал, что дыма без огня не бывает. А тут ответы на наши обращения приходить стали. Все инстанции в один голос утверждали, что в происходящем должен разбираться муниципалитет…
Что ж, солидные структуры, давая такие ответы, знали что пишут. Действительно, муниципалитеты у нас всегда и везде представляют как полных хозяев на своей земле. Полномочиями местная власть не обделена. К этим полномочиям еще бы и финансовые ресурсы…
В своих попытках восстановить справедливость летницкий народ останавливаться не намерен.
И тем не менее и районные власти, и администрация поселения, надо отдать им должное, в наболевшую проблему постарались вникнуть. И к собравшимся на берегу пруда людям приехали с готовыми предложениями. Как если бы ехали не на стихийный митинг, а на настоящий сход граждан. Собственно, таким и стал двухчасовой разговор в этот своего рода «рыбный день» у летницкого пруда с участием журналистов «Нашего времени».
Вот только другой стороны – арендатора Деркунского – так и не дождались. Сказать, что не знал он о том, что люди намерены собраться у пруда, нельзя. И что представители из района и журналисты приедут, тоже, скорее всего, знал. Иначе с чего бы так спешно убрал шлагбаум и алабаев увез? К слову: на втором пруду, где народ не собирался, и шлагбаум, и собаки были на месте.
Впрочем, отсутствие арендатора не помешало нам выслушать и уточнить позиции сторон. Высказались как жители Летника, так и представители районной и поселенческой администраций.
– Администрация района направила ряд писем в природоохранную прокуратуру, в межрегионального управление Росприроднадзора, в областное минприроды… – по словам заместителя главы администрации района по сельскому хозяйству Алексея Николаевича Кравцова, районные власти желали услышать от этих структур исчерпывающие разъяснения, касающиеся подобной нерядовой ситуации.
Аналогичные шаги предприняла на своем уровне и администрация Летницкого сельского поселения. Ее глава Сергей Викторович Пожидаев перечислил:
– Перво-наперво мы обратили внимание, что свою рыбу Деркунский продает в не отведенном для продажи месте. Составили соответствующий протокол, который затем рассмотрела административная комиссия...
Вызвал нарекания сельской администрации и факт содержания на берегу прудов сторожевых собак. Эти претензии поддержало районное ветеринарное управление. В результате арендатору было вынесено предостережение.
Кроме того, от него потребовали снести возведенные в береговой черте конструкции: шлагбаум, мачты с видеокамерами, и будку для собак. Их самовольное возведение здесь противоречило нормам Водного кодекса. Как видим, по крайней мере, на одном пруду шаг в этом направлении был сделан. Хотя явно не добровольно.
А самое главное: администрация района сейчас работает над иском в арбитражный суд. Его предмет – досрочное расторжение договора аренды. А. Кравцов считает такой вариант не только крайне желательным, но и вполне возможным:
– Азово-Черноморское территориальное управление Росрыболовства уже предложило Деркунскому расторгнуть договор аренды, срок которого истекает в 2030 году. В случае несогласия арендатора управление готово решать вопрос в судебном порядке…
Иными словами, позиция, занятая в этой истории местной властью, и цели, которые она преследует, определены четко. И они совпадают с тем, чего сегодня добиваются жители Летника. Сельчане, правда, хотели бы более быстрых перемен к лучшему. А кто не желал бы того же самого? Однако юридическая процедура известна своей неспешностью. И заключить договор оказывается значительно легче, чем затем его расторгнуть.
В позиции жителей Летника привлекает другое. Любовь к месту, где все они выросли и продолжают жить. Любовь не показная, а идущая из глубины души. Та, что заставляет возвращаться к истокам, дорожить ими и защищать свою малую родину во всей ее неповторимости. Благо, она этого достойна.
А то, что Летник – место действительно неповторимое, – это не подлежащий оспариванию факт. И главное: таких мест на Дону много. Из них сложена яркая мозаика нашей земли.