Сегодня – 224-летие этого события. Отсчет ведется с момента учреждения должности прокурора в войсковой канцелярии Войска Донского. Это сделал своим Указом Павел I. Первым донским прокурором назначили Антона Осиповича Миклашевича.
– Он был коллежским советником, а председателем канцелярии являлся сам войсковой атаман Матвей Иванович Платов, – уточнил руководитель ветеранской организации донской прокуратуры, государственный советник юстиции третьего класса, кандидат юридических наук Евгений Волколупов.
Член этой ветеранской организации Андрей Колоколов, давно увлекающийся краеведением, провел целое исследование по истории надзорного ведомства России и Дона. В ней много такого, что и сейчас представляет интерес для самого широкого круга читателей.
– Генерал-прокуроров на Руси было не так чтобы очень уж много, – отмечает Андрей Колоколов. – Начиная с графа Павла Ягужинского в 1722 году и заканчивая Павлом Малянтовичем в 1917 году, насчитается 35. Министров внутренних дел было все-таки побольше – 39. А в советские времена генеральных прокуроров было и того меньше. Всего–то 6! В истории прокуратуры с 1817 по 1827 год был даже генерал-прокурор с чисто ростовской фамилией – князь Дмитрий Иванович Лобанов-Ростовский. Были в истории прокуратуры и генерал-прокуроры, имевшие непосредственное отношение к нашей донской земле.
Так, несмотря на советское название Политотдельское, это село Матвеевокурганского района непосредственно связано с именем, а вернее, фамилией одного из генерал-прокуроров Российской Империи – князя Алексея Борисовича Куракина, который генерал-прокурорствовал с 1796 по 1798 год во времена императора Павла Первого.
Одна из основных обязанностей Куракина, как и его предшественников, заключалась в наблюдении за Сенатскими решениями. Разбираясь с делами в Сенате, генерал-прокурор не мог не заметить значительного количества накопившихся нерешенных дел как в департаментах (свыше 11 тысяч уголовных и гражданских дел), так и в общем собрании (360). Для того времени это были внушительные цифры. Куракин представил свои предложения Павлу I — об учреждении трех дополнительных временных департаментов для рассмотрения неотложных дел и о перераспределении нагрузки между существующими департаментами Сената, с которыми император согласился. Наряду с этим князь Куракин занимался рассмотрением многих финансовых и административных вопросов, проблемами управления заводами, фабриками, промыслами и т. д. Генерал-прокурору Куракину приходилось выполнять все указания и распоряжения императора, даже самые сумасбродные. Особенно бурное негодование Павла I вызывали случаи нарушения военными лицами и чиновниками установленных правил ношения форменной одежды. По этому поводу Куракин вынужден был рассылать по губерниям строгие предписания наместникам о неустанном наблюдении за ношением «новоустановленной формы».
Земли своего южного имения Алексей Борисович приобрел еще до «прокурорства» в 1774 году у помещика Гацука. Село именно так и звалось вплоть до 1934 года: Милость Куракина. После того, как император стремительно отправил хозяина имения в отставку с поста генерал-прокурора, Алексей Борисович успел побывать генерал-губернатором Малороссии. С 1807 по 1810 Куракин возглавлял Министерство внутренних дел Российской Империи. В 1810 году ему было поручено присутствовать в Государственном Совете. А в 1811 году хозяином земель, крестьян и поместья Милость Куракина стал Павел Васильевич Шабельский, бывший полицмейстером города Таганрога.
Как гласят некоторые источники, «с 1812 по 1814 год согласно указу императора Александра I, Павел Шабельский служил помощником бывшего министра внутренних дел князя Алексея Борисовича Куракина в борьбе сначала с моровой язвой, затем с чумой; наградой за полезное усердие были чин статского советника, высочайше пожалованный прижизненный пансион и подаренная князем земля в окрестностях Таганрога, в некотором отдалении от моря. В имении Шабельский поселил 200 душ крестьян из Черниговской губернии, построил черепичный завод (действовавший до 1844 года); а местечко назвал Милость Куракина. Но так как в те времена село чаще всего называлось по имени владельца, то у Милость Куракина было и другое название – Шабельское.»
Окончательное решение о переименовании Милость Куракина в Политотдельское было принято 7 февраля 1934 года постановлением Правительства Азово - Черноморского края.
Связано с генерал-прокурором Куракиным и другое село Ростовской области, правда, тут только «фамильная» связь. Это – село Порт-Катон Азовского района.
Такие же исследования Андрей Эдуардович Колоколов провел и в отношении других видных деятелей надзорного ведомства прошлых лет. Надеемся, что они увидят свет в ближайшем будущем в книжной обложке.