Впрочем, вернее будет сказать, что мечетиницы отказываются принимать не саму идею учета столь ценного в Зерноградском районе ресурса, а то, как она реализуется в их станице.
Фото/Видео: Аркадий Будницкий
О настоящей войне, развернувшейся между местными жителями и водоснабжающей организацией ООО «Консалтинг Профи», в «Нашем времени» рассказывалось неоднократно. Число выпусков газеты с публикациями на эту тему составляет вполне внушительную стопку. Уступает она разве что только тем ящикам с перепиской по поводу установки водомеров, что продемонстрировали журналистам «НВ» станичники в нынешний наш приезд.
Писали жители Мечётинской, кажется, уже во все инстанции. Так что все ответственные и облеченные высокими обязанностями лица с их бедами знакомы. Ведь проблеме, одолевающей станичников, уже добрых пять лет.
Укрощение строптивых
Бумаги, накопившиеся за все время конфликта жителей станицы с поставщиком воды, уже не вмещаются в объемистый ящик. И их количество продолжает расти.
В 2019 году вставшая у руля, а точнее, у вентиля водоснабжения Зерноградского района компания «Консалтинг Профи» в ультимативном порядке потребовала от абонентов – в абсолютном большинстве своем жильцов частного сектора – переноса счетчиков воды в колодцы на границе земельного участка. Далеко не всем жителям станицы эта затея пришлась по душе. Мало того, что снимать показания водомеров в глубоких колодцах далеко не каждому по силам, так еще и оборудовать эти самые колодцы следовало за свой счет. Где-то даже приходилось рыть траншею через дорогу. Были и другие резоны, отнюдь не говорящие в пользу требования компании. Так, колодцы постоянно подтапливались грунтовыми водами, и мокнущие в воде счетчики – не самые дешевые, надо сказать, – в конце концов отказывались работать.
Однако понимания у руководства «Консалтинг Профи» люди не встретили. Руководитель компании Армен Багоян, показывая соответствующие нормативные документы, настаивал на безоговорочном переносе счетчиков в колодцы. В противном случае обещал начислять плату за воду по нормативу. И даже грозил перекрыть воду.
Тогда и набрал силу конфликт. Кто-то, поднапрягшись, выполнил требуемый перенос водомеров. Но значительная часть станичников этого делать не стала. И продолжала передавать показания со счетчиков, размещенных непосредственно в их домовладениях. Ресурсники, в свою очередь, эти показания принимать отказались и принялись начислять плату за воду по нормативам. Как и было ими обещано. Некоторым действительно даже отключили подачу воды.
Учет против контроля
Свой водяной счетчик Виктор Дмитриевич Семенцов оборудовал по всем правилам. Только снимать показания сейчас куда сложнее, чем раньше.
Все эти меры привели к тому, что одни остались без воды, а другим пошли счета с пятизначными суммами. Что окончательно выбило людей из колеи. Конфликт разгорелся в полную силу. Потоком полились обращения в различные инстанции. В том числе поступали они и в «Наше время». Затем пошли суды, которые неизменно становились на сторону ресурсников.
А как иначе? Буква закона требовала устанавливать счетчик на границе домовладения. Без этого, уверены в «Консалтинг Профи», появятся «левые» врезки в магистраль с несанкционированным отводом воды. Проще говоря, возникнет ее воровство, чреватое убытками для компании, на чьем балансе и так на 70% изношенные сети.
Но как и кто будет проверять показания водомеров в колодцах? «Правилами по охране труда в ЖКХ» предписаны жесткие ограничения по работе на глубине. Эксперт по жилищному законодательству Владимир Бабичев обратил наше внимание на этот документ, о котором «Консалтинг Профи» предпочитает не вспоминать.
Так вот: «Правила охраны труда в жилищно-коммунальном хозяйстве», утвержденные Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации еще в 2020 году, относят любые работы в колодцах к работам с повышенной опасностью.
Одному человеку даже открывать люки колодцев запрещается, а спуск должен осуществляться проинструктированной бригадой не менее трех человек. Двое должны находиться у люка и следить за состоянием работающего в колодце. Для таких работ каждый должен иметь средства индивидуальной защиты, у бригады должна быть аптечка.
Обязательное требование: перед спуском надо проверять колодцы на загазованность, без этого спускаться запрещено.
Ремонт оборудования, находящегося под водой в колодце, можно начинать только после освобождения его от воды, и если нет опасности затопления…
Побывав на подворье одного из станичников – Виктора Дмитриевича Семенцова, мы смогли наглядно убедиться, как даже оборудованный по всем правилам колодец с водомером способен затруднить систему учета воды, оставив ее, по существу, без контроля. Признаёмся: нарушили правила, открыли крышку колодца – и где-то на недосягаемой глубине увидели счетчик. Разобрать его показания, конечно, не было никакой возможности.
Так реально создается благодатная почва для искажения учета расхода воды. Нет такого количества работников в «Консалтинг Профи», чтобы формировать бригады не менее чем из трех человек и отправлять их, проинструктировав, снимать показания в колодцах! И хозяева водомеров в колодцы нырять не будут: риск для жизни. Вот и получается: учет – есть, контроля нет.
А ведется этот учет кое-как. Кто гарантирует, что никто никого не обсчитает? Согласитесь, соблазн такой у компании-поставщика вполне может присутствовать. И он не менее реален, чем соблазн потребителя выполнить пиратскую врезку в водопровод.
В водовороте противоречий
Конфликтная ситуация в Мечётинской и связанная с ней проблема размещения водосчетчиков обсуждались на различных уровнях. Занимались проблемой и в комиссии по вопросам местного самоуправления и проблемам ЖКХ, и в Общественной палате области, и в межотраслевом совете потребителей по вопросам деятельности субъектов естественных монополий при губернаторе.
Как видим, вопрос далеко не прост. Дельная в своей основе идея учета быстро обросла сотнями «но». Поэтому пару лет назад к делу подключились законодатели. В донском парламенте прошла встреча за круглым столом, темой которой как раз стали проблемы, порожденные повсеместным внедрением приборов учета. Ее участники отмечали, что борьба ресурсников с безучетным потреблением воды обернулась в значительной степени произволом, ударившим в первую очередь как раз по учету. Переводя потребителей на оплату по нормативу, да еще в качестве репрессии за неисполнение требования о размещении счетчика, поставщик тем самым в массовом порядке искажает картину потребления воды.
И дело тут не столько даже в дилемме «удобно-неудобно». Не говоря уже о дороговизне самой операции, требование от граждан переноса водомеров за пределы домовладения содержит признаки нарушения антимонопольного законодательства. На что не замедлили указать в ФАС. И напомнили, что статья 12 типового публичного договора, разработанного в развитие норм Жилищного кодекса и утвержденного постановлением федерального правительства № 645 от 29.07.2013 года, дает возможность устанавливать счетчик воды не только в колодце, но и в домовладении. Так что налицо не только нарушение антимонопольного законодательства, но и элементарных прав граждан.
Таким образом, имеем клубок, или, если ближе к теме, то водоворот противоречий. С одной стороны – понятное стремление водоснабжающей организации наладить как можно более полный контроль потребления воды (что на практике, как видим, нередко оборачивается своей противоположностью). С другой – также вполне объяснимое нежелание потребителя причинять себе неудобства и идти на дополнительные расходы, связанные с оборудованием колодца и переносом водосчетчика.
И эти противоречия на бытовом уровне разрешить едва ли возможно. Что и констатировали донские законодатели, предложив ввести мораторий на перенос водяных счетчиков. А присутствовавший на встрече тогдашний депутат Госдумы Виталий Кушнарев вызвался вынести проблему на федеральный уровень. Тем более что в ходе дискуссии явно обозначились правовые лакуны, которых, надо сказать, немало в федеральном законе «О водоснабжении и водоотведении».
С тех пор минуло два года, но про мораторий что-то ничего не слышно. Напротив, те же мечётинцы еще сильнее жалуются на произвол поставщика. В. Кушнарев вернулся с Охотного ряда в Ростов, в здание областного министерства транспорта на Нижегородской улице. Занял знакомый ему кабинет министра, став еще и заместителем донского губернатора. В Госдуме инициатива с берегов Тихого Дона, судя по всему, не сыграла. И сейчас тема присутствует в информационном поле все в том же виде неразрешенного конфликта поставщика и потребителя.
Короче, не изменилось ничего. Разве что еще больше выросла гора бумаг – переписки, которую продолжают вести с различными инстанциями жители Мечётинской. Из этой переписки следует, что эти инстанции, если и слышат людей, то явно через раз.
Учет учету – рознь
Эмоции у людей порой зашкаливали. Но их можно понять...
Но скажите, разве не заслуживает внимания оценка, которую дает всему происходящему Анатолий Иванович Дмитриченков? Да, он абонент «Консалтинг Профи» и уже поэтому может считаться лицом заинтересованным. Но одновременно он метролог с солидным стажем. И способен вполне профессионально судить о ситуации с приборами учета воды.
Его вывод о том, что выполнение требования о размещении счетчика в колодце «разрушает основу коммерческого учета с помощью средств измерений и делает учет принятой абонентом воды невозможным», выглядит вполне логичным. И совпадает с тем, в чем в ходе общения с жителями станицы убедились журналисты «Нашего времени».
Более того: Анатолий Иванович подметил противоречие действующего в районе порядка потребления воды федеральному закону. Порядка, подменившего понятие эксплуатационной ответственности абонента понятием балансовой ответственности поставщика воды. В законе как раз сказано, что «абонент обязан устанавливать приборы учета на границе эксплуатационной ответственности». Согласитесь, разница имеется. В Мечётинской счетчики ставят как раз на границе балансовой ответственности поставщика.
А значит, присутствует и резон в многочисленных протестах жителей станицы Мечётинской. Они, быть может, излишне эмоциональны в своих возражениях (интересно, как бы каждый из нас повел себя в такой ситуации?). Но суть проблемы интуитивно определяют верно. Водоснабжающие организации буквально понуждают граждан переносить уже установленные на придомовых территориях водомерные счетчики в другие места – как правило, за пределы домовладения. Игнорируя при этом как чисто бытовые, так и – что немаловажно – правовые моменты.
Следим за ситуацией
Председатель Собрания депутатов Зерноградского района Богдан Богданов считает, что сегодня важно вернуться к истоками конфликта. И обещает организовать встречу за круглым столом с участием депутатов, муниципальных чиновников, юристов а также поставщиков и потребителей воды.
Затяжной конфликт в Мечётинской просто не мог не попасть в поле зрения районных властей. В какой-то момент здесь решили провести встречу за круглым столом, подобную той, что прошла в Законодательном собрании области. Из видеозаписи, предоставленной жителем станицы Александром Семенцовым, можно понять, что говорили долго, затронули массу аспектов, выслушали мнения как участников конфликта, так и сторонних специалистов. Но при всей полезности разговора, подвижек в решении проблемы пока не произошло.
На взгляд председателя районного собрания депутатов Боглана Богданова, участвовавшего во встрече с мечётинцами в наш последний приезд в станицу, конфликт граждан с компанией – поставщиком воды приобрел личностный характер. И это создает помехи для его разрешения:
– Всем надо помнить, что есть закон… Но это не отменяет необходимости решать вопрос. С учетом, в том числе, и интересов пенсионеров с их невеликими доходами…
Председатель собрания депутатов считает, что сейчас следует вновь пройти весь путь разрешения конфликта с самого начала. В том числе опять собрать представителей поставщика, потребителей, метрологов и юристов, специализирующихся в сфере муниципального права. На этой встрече очертить круг вопросов, которые следует поднять уже на областном уровне, и наметить ряд практических шагов к выходу из создавшегося положения. Одним из таких шагов могла бы стать смена поставщика услуги. Мера эта крайняя, но вполне возможная. И мечётинцы, как потребители, имеют на нее право. К тому же свои услуги в этом вопросе, как сообщил нам местный активист «Справедливой России» Иван Виноградов, готово предложить Зерноградское производственное предприятие ЖКХ, снабжающее водой райцентр. А местное отделение «Справедливой России» готово подключить к делу юристов для грамотной защиты прав граждан. Что ж, шаги достаточно здравые. Хотя бы уже потому, что весь опыт минувшего тридцатилетия убеждает: нецелесообразно сосредотачивать управление системами жизнеобеспечения в частных руках. «Наше время» намерено следить за ситуацией и дальше. В том числе рассчитываем побывать и на встрече, которую готовят районные депутаты. Как нам представляется, проблему можно решить даже при наличии целого ряда противоречий и пустот в сегодняшней нормативно-правовой базе. А может даже и благодаря этому. Видео Владимира Апарина