В чем заключается модернизация здравоохранения, которую надо будет осуществлять в ближайшие два года?

Депутат Госдумы РФ, председатель думского комитета по охране здоровья Ольга Георгиевна Борзова постаралась предельно доходчиво рассказать об этом съехавшимся со всей области на совещание главврачам больниц, руководителям медучреждений, которым предстоит теперь работать в рамках недавно принятого нового федерального закона об изменении правового статуса здравоохранительных учреждений. 

Для них теперь предусмотрены три правовые формы — казенное, бюджетное, автономное. Казенное учреждение — это когда все по смете, вплоть до канцтоваров. А бюджетная и автономная формы предусматривают обязательный госзаказ на бесплатные медицинские услуги в рамках программы госгарантий плюс — возможность оказания платных, но только если те находятся вне «огосударствленного» перечня.

Полученным доходом мед­учреждение может распоряжаться самостоятельно (направлять деньги на поощрение сотрудников, питание, медикаменты и т.д.) — жестких статейных рамок здесь не прописано (это тоже новация). Финансирование — в виде субсидий. Счета находятся в казначействе (не в коммерческих банках, как кто-то, может, предполагал). Если на конец финансового года на счету остаются неизрасходованные средства, то они не «сгорают», а переходят на следующий год: для медруководителей это важно. Нельзя брать кредиты под залог недвижимости медучреждения или особо ценного оборудования. Из-за большой и долго не погашаемой кредиторской задолженности учредитель (область, муниципалитет) может расторгнуть контракт с руководителем.

— Речь ни в коем случае не идет о сворачивании здравоохранения, — подчеркивала О.Борзова, но одновременно и акцентировала внимание на рациональности и жесткости новых условий, которые заставят переоценить всю прежнюю работу и «на марше» искать ответы на сложные вопросы. Почему не все койки заполнены? Почему жители игнорируют собственную районную больницу и рвутся в областную? Почему молодые специалисты в ЦРБ не задерживаются? Почему мало используется закупленное дорогое оборудование?

Ведь исходя из выполненного объема бесплатных мед­услуг будет формироваться госзаказ на следующий год, и если в предыдущем было отставание, то соответственно окажутся урезаны выделяемые на будущий период финансы.

— Как потопаешь, так и полопаешь, — без обиняков было сказано на совещании. — Надо отдавать себе отчет: выживут сильнейшие!…

Тревоги по поводу «а вдруг нас обанкротят и приватизируют» О.Борзова отмела как безосновательные, поскольку имущество и вся материально-техническая составляющая медучреждения остается в собственности учредителя — области, муниципалитета.

Закон вступит в силу с первого июля 2012 года, время для разбега у руководителей медучреждений еще есть. И наконец самый важный момент: предстоящую модернизацию будет сопровождать дополнительное финансирование — 460 млрд. рублей (для всей России), которые могут быть потрачены на самое важное — капремонт, новое оборудование и т.д. Чтобы не остаться в стороне от этих денег, «успеть попасть в этот вагон», напомнили коллегам руководители здравоохранения, надо уже сейчас проявлять активность — готовить проектно-сметную документацию, составлять заявки и т.д. Чтобы не оказаться в хвосте…