Прошлый год стал самым результативным в работе Комитета Государственной думы по охране здоровья: рассмотрено 15 проектов федеральных законов. Девять из них уже подписаны Президентом России и вступили в силу. Законы эти касаются каждого — речь ведь о здоровье идет. И о том, что серьезно будет меняться вся система здравоохранения в нашей стране.

— Закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»,  действительно, многое меняет, — говорит  председатель Комитета Государственной думы по охране здоровья  Ольга БОРЗОВА. — По этому закону человек имеет право сам выбрать для себя страховую медицинскую компанию, больницу, врача. Теперь «деньги идут за пациентом» — не учреждение финансируется, а оказанная услуга: пролечили человека — получите средства из бюджета. По всей стране будет действовать единый полис обязательного медицинского страхования. Единая система персонифицированного учета и электронный полис означают, что независимо от места прописки бесплатную медицинскую помощь человек получит, где бы он ни находился.

— И заплатит за это из своего кармана! Мы же прекрасно знаем, что люди платят в поликлиниках и больницах…

— Самое сложное на сегодня — разделить платные и бесплатные услуги. В законодательстве нет четкого определения условий, когда должны предоставляться платные услуги. Сейчас мы определили законом перечень заболеваний и виды медицинской помощи, которые должны быть бесплатными для пациента. Когда субъекты РФ формируют свои территориальные программы обязательного медицинского страхования, они  могут дополнить этот перечень. Дополнить можно, а вот сократить нельзя, — федеральный закон не позволяет.

Чтобы исключить навязывание платных услуг в больницах, в закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» будет включена норма  о приоритетности оказания бесплатных услуг. То есть, надо знать: у вас есть полное право на бесплатную медицинскую помощь в четко определенных законом случаях.

Теперь введено жесткое государственное регулирование цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты. Эта норма содержится в Федеральном законе «Об обращении лекарственных средств». Его основные положения вступили в силу 1 сентября 2010 года.

По  моей инициативе и ряда других депутатов в закон «Об обращении лекарственных средств»  внесены изменения, которые очень ждали на селе.  Теперь в сельских поселениях, в которых нет аптек, продавать лекарственные препараты жителям имеют право работники фельдшерско-акушерских пунктов. 

Обновлен минимальный перечень для аптек, в который вошли 60 наименований лекарств. Важная новость: если человек обратился в аптеку с рецептом, а такого лекарства нет в наличии, то в течение 5 дней препарат должен быть в нее доставлен.

Помог закон и отечественной фармацевтической промышленности. Первые результаты уже есть. В прошлом году российские производители смогли занять 9,6 процента отечественного рынка препаратов для лечения тяжелых болезней. Для сравнения: в 2008 году все такие лекарства закупались за рубежом.

Сейчас Министерство здравоохранения и социального развития РФ рассматривает возможность выписывать рецепты на лекарственные препараты в размере трехмесячной потребности для отдельных категорий граждан, получающих дополнительное лекарственное обеспечение.

Упрощены правила ввоза лекарств в Россию для применения по медицинским показаниям. Максимальный срок рассмотрения заявки на ввоз ограничен пятью рабочими днями. Больному из региона не нужно приезжать в Москву, чтобы подать заявку, выстаивать в очереди и ожидать выдачу разрешения, — теперь действует форма электронного документа, заверенного электронной цифровой подписью.

— В общем, изменений действительно много. А что ждет нас в 2011 году?

— Планируется принять очень важный закон — «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Без него не заработают все нормы в законе об обязательном медицинском страховании, невозможно обновление и других законов: о защите прав пациентов, о туберкулезе, о СПИДе, о трансплантации органов и тканей, о психиатрической помощи… То есть его принятие даст реальный результат в перестройке системы организации медицинской помощи в нашей стране.

В законе содержится очень важная норма: обязанность медицинских организаций страховать гражданскую ответственность перед пациентами. То есть пациент в случае причинения вреда его жизни и здоровью по вине медиков получит материальное возмещение. При этом ему не надо будет платить какие-либо деньги и доказывать вину медицинских работников.

Надеюсь, что мы также доработаем и примем разработанный мной и другими депутатами закон «Об ограничении потребления табака». Надо остановить рост смертности от курения.

В прошлом году каждый регион России разработал и защитил  собственную программу развития здравоохранения. Ростовская область при определении приоритетных направлений модернизации выбрала кардиологию, онкологию и травматологию.

Средства пойдут на оснащение дополнительным  оборудованием межрайонных больниц. Помимо этого планируется доукоплектовать областной онкологический диспансер и три областные больницы. За счет областного бюджета будут завершены реконструкции областной больницы №2 и областной детской больницы. В 43 медицинских учреждениях областного и муниципального подчинения предполагается капитальный ремонт.

По программе модернизации предстоит создать десять межрайонных акушерских центров с круглосуточным реанимационным постом  и современным оборудованием.

Ростовской области на модернизацию здравоохранения выделено 9,4 млрд. рублей. Мне, как члену рабочей группы в Совете по вопросам финансирования региональных программ модернизации удалось доказать необходимость дополнительного выделения около 1 млрд.рублей на строительство современного детского хирургического отделения на 300 коек в областной детской больнице.

Теперь главное — добиться эффективного, рационального расходования средств. Будем за этим внимательно следить — ведь партия «Единая Россия» взяла на себя ответственность за реализацию этого проекта.

За это платит бюджет, а не пациент

Федеральный закон Российской Федерации от 29 ноября 2010 г. №326­ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (Вступил в силу 1 января 2011 г.)

Статья 35. Базовая программа обязательного медицинского страхования

п.1. Базовая программа обязательного медицинского страхования  составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации.

п.2. Базовая программа обязательного медицинского страхования определяет виды медицинской помощи, перечень страховых случаев, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации за счет средств обязательного медицинского страхования, а также критерии доступности и качества медицинской помощи.

…п.6. В рамках базовой программы обязательного медицинского страхования оказываются первичная медико­санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь (за исключением специализированной (санитарно­авиационной) скорой медицинской помощи), специализированная медицинская помощь в следующих случаях:

инфекционные и паразитарные болезни, за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, туберкулеза, ВИЧ­инфекции и синдрома приобретенного иммунодефицита;

новообразования;

болезни эндокринной системы;

расстройства питания и нарушения обмена веществ;

болезни нервной системы;

болезни крови, кроветворных органов;

отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм;

болезни глаза и его придаточного аппарата;

болезни уха и сосцевидного отростка;

болезни системы кровообращения;

болезни органов дыхания;

болезни органов пищеварения;

болезни мочеполовой системы;

болезни кожи и подкожной клетчатки;

болезни костно­мышечной системы и соединительной ткани;

травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин;

врожденные аномалии (пороки развития);

деформации и хромосомные нарушения;

беременность, роды, послеродовой период и аборты;

отдельные состояния, возникающие у детей в перинатальный период.

п.7. Структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение оборудования стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.