Куда идут немалые средства, которые выделяются на медицину? И главное — как модернизация системы здравоохранения влияет на качество медицинского обслуживания? Что такое лечение по стандарту? Об этом мы спросили депутата ЗС, доктора медицинских наук, главного врача поликлиники № 10 Наталью Кравченко.

— Прежде всего стоит отметить, что стандарт предполагает вполне конкретную схему лечения. Хорошо это или плохо? Безусловно, хорошо. Если, к примеру, положен пациенту определенный перечень обследований, то он их пройдет в обязательном порядке. И «история болезни» как индивидуальный документ каждого пациента в этом году начала переходить на более качественный уровень. Благодаря компьютеризации, единой базе данных все лечение, которое получал человек, как на ладони. Причем и поликлиническое, и стационарное. Электронная регистратура выдаст при необходимости врачу полную картину течения заболевания, что называется, от и до. Такой стандарт любому пациенту только на пользу!

Системность подхода к стандартам в медицинском обслуживании проявляется и в замене страховых полисов на магнитные. Это еще одна «история болезни», только на руках у пациента.

— Когда войдем в общую базу данных по России, то со своим полисом пациент сможет обратиться в любое медицинское учреждение и получить там необходимое лечение, — говорит Н.Кравченко.

Во многих крупных городах есть уникальные (даже не для региона, а для всей России) центры. В Ростове, например, перинатальный. В каком—то другом городе — сердечно-сосудистый и так далее. Общая база данных позволит в ближайшем будущем автоматически выбирать, где лучше лечиться пациенту. И решать эту проблему не теоретически, а практически — вплоть до информации о наличии свободных мест на данный момент.

Но никакое, даже самое современное и дорогостоящее оборудование, превосходный ремонт медицинского учреждения не смогут заменить главного — отношения к людям. Милосердие уж точно к стандартам не отнесешь…

— Доброе слово, теплое участие, как известно, тоже лечат. Человек может прийти на прием к специалисту огорченным, удрученным, с плохим настроением. Он болен, он волнуется и переживает. А мы должны не только грамотно разобраться в его заболевании, поставить точный диагноз, назначить лечение, — говорит Наталья Васильевна. — Мы должны вселить в человека надежду. Важно, чтобы пациент верил врачу. Если пациент верит в то, что человек в белом халате заинтересован в его выздоровлении, это удваивает, если не утраивает силы в борьбе за здоровье. Мы должны верить в успех вместе: и врач, и пациент.

И еще один важный момент, который отмечают многие из тех, кто лечится в «десятке»: здесь никогда не отмахиваются от пациентов. Ситуации бывают всякие, в том числе и такие, когда медики вполне могут сказать: от нас ничего не зависит. Здесь так никогда не поступают. Раз обратился человек, значит, обязательно получит и помощь, и поддержку. «Выход всегда есть!» — уверена Наталья Кравченко. И этот принцип срабатывает.

Врач с почти тридцатилетним стажем, она хорошо помнит недавние времена, когда денег на медицину хронически не хватало. Сравнить с сегодняшней оснащенностью — небо и земля! В поликлинике — оборудование на уровне специализированного медицинского центра. Есть теперь и специальная аппаратура, с помощью которой можно проверить свое состояние еще до того, как появляются недомогания. По нацпроекту «Здоровье» при поликлинике открыты три профилактических центра, где всестороннее обследование можно пройти быстро и абсолютно бесплатно. Компьютер делает необходимую распечатку, а специалист на основании исследований даст не только оценку и прогноз, но и составит индивидуальную программу по здоровому образу жизни. И сейчас врачи думают о том, как привлечь в центры здоровья не только взрослых, но и старшеклассников, студентов…

— Возможно, еще рано делать оценку всем изменениям в нашей медицине, но в главном я убеждена: от модернизации системы здравоохранения отдача будет обязательно. Более ощутимый эффект наступит через два-три года, когда система отрегулируется, заработает в полную силу, и здравоохранение в целом перейдет на новый качественный уровень, — считает главврач поликлиники № 10 Н.Кравченко.

П. ЛАРИН