Единая информационная система здравоохранения «убьет» очереди в поликлиниках и соберет все данные о вашем здоровье, сохраняя при этом врачебную тайну

Когда говорят «врачебный почерк», это означает – крайне неразборчивый. Вырабатывается он у врачей оттого, что им всегда приходилось очень много заниматься писаниной. Свидетельствую лично, поскольку помню, как моя мама, всю жизнь проработавшая участковым педиатром, даже домой приносила пухлые растрепанные тетрадки с историями болезней, которые нужно было дооформить, что-то дописать....

Так вот, в скором времени все эти тетрадки-книжки-листочки с рукописными записями и ряды стеллажей с историями болезней в регистратурах поликлиник и больниц должны окончательно уйти в прошлое. Им на смену приходит единая информационная система с общим центром обработки данных (ЦОД). Там в электронном виде будут сосредоточены все сведения о пациентах. А в электронной регистратуре можно будет записаться на прием через Интернет. И в самом дальнем районе вам смогут выдать талон к врачу в областном центре или в Москве с точной датой и временем приема. Ездить за ними и томиться в ожидании не придется. Очереди в поликлиниках тоже исчезнут.

Этот масштабный проект Министерства здравоохранения России охватывает всю страну. Называется он «Единая государственная информационная система здравоохранения». У нас в области, соответственно, создается региональный сегмент этой системы.

Хорошее дело? Конечно, хорошее. Но трудное и затратное. В единую систему предстоит связать медицинские учреждения не только в городах, но и в районах, где никогда не было оптоволоконной связи.

В некоторых особо «продвинутых» медучреждениях отдельные элементы информатизации, конечно, были. У кого-то – электронные медкарты, у кого-то – электронная очередь. Но действовало это в масштабах одной отдельно взятой больницы или поликлиники. Теперь же задача стоит принципиально иного уровня: связь должна быть между всеми медучреждениями посредством ЦОД, их технические возможности в этом плане тоже должны «подтянуться» до общего уровня.

Не будем загружать читателей описанием технических сложностей. Сразу скажем, что первый этап уже пройден. На выделенные федеральным бюджетом 623 млн. рублей к 174 медучреждениям подвели защищенные оптоволоконные каналы связи, приобрели технику для оснащения рабочих мест врачей, серверное и сетевое оборудование.

В двенадцати лечебных учреждениях завязанная воедино информационная система с записью на прием через Интернет заработала. Среди «первопроходцев» – поликлиника областной больницы № 2, Ростовской детской больницы № 1, Таганрогский онкологический диспансер, ЦРБ Советского (с.) района…

В конце 2014 года был заключен еще один контракт, по которому сейчас и идет работа. На этот раз в число «информатизированных» войдут уже 74 больницы и поликлиники. За три года их предстоит оснастить технически, сформировать базу данных, запустить на полную мощность программное обеспечение. Полностью в масштабах России информатизация должна быть завершена к 2020 году. На общем фоне Ростовская область выдерживает очень хороший темп в исполнении программы и числится среди передовиков.

В принципе, успеть могли бы больше, если бы… не закон. Тот самый известный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Он содержит много подводных камней и формальных требований, из-за которых далеко не всем и не всегда удается составить документацию так, чтобы аукцион состоялся с первой попытки. А это означает – все надо начинать сначала. Заново готовить документацию, размещать на электронных площадках, отсчитывать предписанные законом дни для приема заявок… Поначалу предполагалось, что включенных в «первом эшелоне» в единую информационную систему медучреждений будет не 12, а 46. Но аукционы были признаны состоявшимися только в 12. Остальные отменило УФАС.

Вообще обращения в антимонопольную службу стали в последнее время своеобразным инструментом в конкурентной борьбе фирм, стремящихся получить крупные государственные заказы. Обжалование результатов аукциона одним из участников останавливает весь процесс работы. Жалобу начинают проверять. Даже если потом ее отклоняют, время-то уже упущено… Практически все конкурсы и аукционы, касающиеся создания информационной системы здравоохранения, сопровождались многочисленными обращениями в УФАС, – конкуренция на этом рынке достаточно жесткая. На сегодняшний день все обжалования отклонены, признано: конкурсные процедуры проведены правильно. Но времени и нервов это отняло много. Плюс – то и дело возникающие слухи: мол, что-то не то с этими конкурсами…

– Давайте подключим к делу общественный контроль, – предлагает заместитель министра здравоохранения области С. Беседовский. – Готовы предоставлять всю информацию о том, как идет внедрение регионального сегмента Единой государственной информационной системы здравоохранения. Хоть каждый день можно публиковать, если газета захочет, дайджесты о ходе выполнения работ.

Как только потеплеет, для всех желающих готовы провести в каком-нибудь парке акцию под названием «Запишись к врачу». И каждый сможет проверить, как вся эта система работает. И чем быстрее наши пациенты, да и сами доктора почувствуют преимущества информационных новшеств, тем лучше будет всем.

А что, давайте действительно проверим, как все это работает. Думаю, что наши читатели нам в этом помогут. Мы же отправимся в больницы и поликлиники, уже ставшие звеньями единой информационной цепочки, и расскажем подробно, как и что.