Вместе с нашими читателями проверяем: как работает единая государственная информационная система здравоохранения

…Советская центральная районная больница, время около 14.00. В коридорах и под кабинетами пусто, пациентов в поликлинике уже нет. С утра все успели побывать на приеме у врачей и разъехались по домам. Что ж, такова всегдашняя сельская установка – прибыть в больницу ни свет ни заря, тем более что у всех – огороды, подсобные хозяйства, да и добраться легче. Поэтому с утра в больнице не протолкнешься, а к обеду полное затишье.
Зато у медиков в тот период, когда основной людской поток уже рассосался, появляется наконец возможность взяться за заполнение медкарт и привести их в соответствие с электронными записями.

Хоть во всех кабинетах стоят компьютеры, однако и бумажной писанины пока что меньше не стало. Почему?

…С прошлого года Советская ЦРБ начала работать в системе регионального сегмента единой государственной информационной системы здравоохранения, войдя в пилотный проект в числе двенадцати донских медучреждений, успешно прошедших конкурсные процедуры.

Правда, Роман Абрамович Духин, главврач Советской ЦРБ, говорит, что это заслуга никак не его лично, а скорее больничной бухгалтерии, сумевшей правильно подготовить документы и все обосновать.

– Для нас самих во внедряемой системе пока что еще много неясного, да и не все нормативные документы имеются, все приходится постигать, как говорится, по ходу дела, – откровенно признается он. – То и дело возникают какие-то сложности, их приходится преодолевать в рабочем порядке, консультироваться с Ростовом, что-то исправлять...

Вот сейчас, например, рассказывают в ЦРБ, придется еще кое-что из оборудования в связи с этим докупать, в процессе работы такая потребность выяснилась.

Хотя в основном вся нужная техника была приобретена сразу же. Установили сервер, во врачебных кабинетах появились компьютеры с технологией «тонкий клиент».

Это особый порядок внесения информационных данных о больном, обеспечивающий – главное! – их защищенность. По принципу «что написано пером (в компьютере), не вырубишь топором». Историю болезни уже нельзя подправить, переписать, дополнить, как это раньше нередко практиковалось. И скопировать для чьего-то пользования тоже нельзя. Все очень строго: с момента электронного заполнения сведения о пациенте становятся составной частью своего рода региональной «библиотеки», в которую могут зайти как начальство с проверяющими экспертами, так и коллеги из других медучреждений. Причем в больнице-первоисточнике должен быть отражен весь путь – от обращения в регистратуру до выписки врачебного электронного счета.

Умно, продвинуто, целесообразно? Конечно. Но хороший результат проявится только тогда, когда все станет работать как часы и не будет никаких подводных камней. А пока что они есть. Хоть в станицу Советскую и приезжали из Ростова специалисты по информатизации, в течение нескольких дней проводили с медиками учебу, но тем не менее сложности и вопросы то и дело всплывают. Не только технические, по поводу которых здешний сотрудник Александр Просвиров, отвечающий за эту мудреную компьютерную начинку, вынужден регулярно обращаться в центр технической поддержки, но и чисто организационные.

Больше всего медиков напрягает то, что одну и ту же работу им приходится делать дважды: вначале вносить данные в компьютер, потом дублировать то же самое в бумажных медкартах.

– Да, действительно, пока что это есть – некоторые вещи приходится делать параллельно, – констатирует заместитель министра здравоохранения области С. Беседовский. – Но надо понять, что это – временный процесс, трудности роста. Они будут до тех пор, пока не «набьется» общая база по охваченным информатизацией пациентам. А вот когда она будет накоплена, тогда все станет на свои места, и система заработает.

Но, кстати, не так уж страшны эти трудности роста, коль львиная доля работы в Советской ЦРБ уже выполнена: население района – около 6,5 тысячи человек, а пациентская база уже собрана на 3800 жителей. Очень даже неплохой показатель, подтверждают в облминздраве.

…Зато тут есть сложности из разряда вечных. Прежде всего это нехватка кадров. И привлечь нечем, констатирует главврач. Молодых, говорит он, пугает отдаленность – более 350 километров от Ростова. Поскольку район дотационный, в бюджете свободных средств нет, то и не с чего делать доплаты к стипендиям студентов-целевиков, нет перспектив с жильем. Сам Роман Абрамович, приехав сюда пятнадцать лет назад, за собственные деньги купил тут маленький флигель, вот и все. На его памяти за эти году никому из сотрудников жилье не было приобретено.

Так что приходится главврачу при решении кадровых вопросов рассчитывать только на местный патриотизм. Вот летом, рассказывает, должна прибыть сюда на работу молодой врач-невролог, местная жительница, заканчивающая сейчас интернатуру в Волгограде: главврач этому не нарадуется. А еще, продолжает он, требуются гинеколог и педиатр. Что-то вроде бы тут наметилось, но пока еще не совсем точно. «Ищем, решаем», – коротко резюмирует Р. Духин. Сам он, кстати, педиатр по специальности и сейчас, по его словам, един в трех лицах – сидит на амбулаторном приеме в поликлинике, ведет маленьких пациентов в стационаре и выполняет обязанности главврача: все – одновременно. Вот еще справиться бы с внедрением информатизации...

– Все у нас в конечном счете получится, я уверен, – говорит он на прощание. – Съездим, посмотрим, как обстоят дела у наших коллег из других территорий, поучимся у них. Дело ведь абсолютно новое, непростое. Ничего – справимся.