По данным Минздрава, цены на лекарства, не входящие в список жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП), за девять месяцев этого года выросли на 16,2 процента. Представители Общественной палаты заявляют, что некоторые медикаменты подорожали в два-три раза. А Генпрокуратура зафиксировала более двух тысяч нарушений законодательства, связанных с ценообразованием на фармрынке.
В мае этого года премьер-министр Дмитрий Медведев утвердил положение о региональном госконтроле за стоимостью лекарств. Документ обязал местные власти следить за наценками на те медикаменты, которые включены в перечень ЖНВЛП. Несколько лет назад регионы получили право самостоятельно устанавливать потолок цен на важнейшие лекарства. К задаче местные чиновники подошли настолько «творчески», что стоимость одних и тех же препаратов в разных субъектах Федерации стала существенно отличаться. Сейчас готовится к внедрению новая методика расчета конечных цен на лекарства из списка – старая себя не оправдывала.
Эксперты уверяют: дело не только в чиновниках, но и в аппетитах основных игроков этого сектора экономики. В зависимости от региона и изначальной цены производителя наценка дистрибьютора составляет до 20 процентов. После этого следует аптечная наценка – она может доходить до 25 процентов. Причем речь идет лишь о лекарствах, цены на которые довольно жестко контролирует государство.
Что касается препаратов, не попавших в список ЖНВЛП, то здесь предполагается, что цены на них отрегулирует сам рынок. Однако в убытке никто оставаться не хочет. В итоге наценка оптовых поставщиков в этом сегменте, как правило, начинается от 30 процентов, розницы – от 35 процентов. И в отдельных регионах поступают жалобы на то, что конечная цена препарата отличается от цены производителя на 300 процентов…
Выходит боком больным и зависимость отечественного фармрынка от импорта и, соответственно, колебаний курса валют. Так, более 70 процентов всех лекарств в России являются либо зарубежными, либо состоят из субстанций, которые изготавливаются за пределами нашей страны.
К тому же врачи далеко не всегда назначают своим пациентам отечественную продукцию. И регулировать «сверху» этот процесс нельзя: когда есть качественные отечественные аналоги, которые еще и стоят дешевле, врачи и так их выписывают. Однако подобрать такие препараты удается далеко не всегда. И как можно заставить врача прописать больному то лекарство, в эффективности которого он не уверен?
Минздрав РФ предлагает ужесточить наказание для аптек за завышение цен на лекарства – вплоть до отзыва лицензии. Как раз сейчас вносят изменения в КоАП. Если в аптеке повторно выявляются нарушения, то это будет уже не предписание со штрафом, а отзыв лицензии на фармацевтическую деятельность.
Кроме того, необходимо наладить производство отечественных фармсубстанций для повышения эффективности импортозамещения в сфере лекарственных средств. Ведь вторичная упаковка или розлив заготовленных препаратов – это не замещение, а фикция.