Когда стоит вызывать «скорую помощь» и что говорить диспетчеру? Какую помощь не надо ожидать от бригады «скорой»? Почему врач спрашивает у вас полис ОМС? Уместно ли предложить чашку чая медработникам, приехавшим на вызов? Давайте попробуем разобраться…

Температура до 39 градусов при нормальном самочувствии, кашель, легкая травма, похмелье – это не повод вызывать «скорую». Врачи ничем не помогут, а отнимать время у бригады, в которой, возможно, нуждаются более тяжелые больные, непозволительно.

Важно подробно описать состояние больного, чтобы диспетчер понял, отправлять ли на вызов специализированную бригаду, которая окажет лучшую помощь. Полезно будет объяснить, как проехать к дому, назвать код домофона или рассказать, где именно встретят бригаду. Так помощь окажут быстрее.

Если человек звонит 03, ему могут отказать только в очень редких случаях. Врачи «скорой» не выезжают, если обострилось хроническое заболевание без угрозы для жизни и здоровья. Это определяет диспетчер. Не занимается «скорая» и вызовами, относящимися к компетенции поликлиники. Речь идет о случаях, когда пациент сам может прийти и получить назначения врача. 

«Скорая» не будет устанавливать состояние наркотического или алкогольного опьянения, снимать похмелье, выдавать справки, оказывать стоматологическую помощь (за исключением случаев сильного кровотечения после удаления зуба) и назначать лечение.

Бригада «скорой помощи» не обязана дежурить у подъезда «на всякий случай»: пациент, нуждающийся в постоянном контроле, либо переводится под опеку поликлиники, к которой он прикреплен, либо госпитализируется.

Разуваться и обувать тапочки «для гостей» врачи не станут, поэтому если в доме дорогие персидские ковры, то  лучше их свернуть. Перед приездом «скорой» всех животных нужно закрыть: собаки могут бурно реагировать на незнакомых людей и как минимум лаем мешать им работать. А кошки лезут в ящик с лекарствами, где есть валерьянка. 

Прописка и наличие полиса ОМС при вызове «скорой» для пациента не обязательны. Но на практике врачи «скорой» требуют предъявить полис обязательного медицинского страхования. Связано это с переводом «скорой» в систему ОМС с 1 января 2013 года. Однако отсутствие полиса некритично ни для пациента, ни для доктора: на сайтах территориальных фондов ОМС есть список зарегистрированных лиц, к которому у врачей «скорой помощи» есть доступ.

В «скорой» бригады не всегда полностью укомплектованы. Кроме того, нагрузка за смену часто бывает такой, что ни о какой еде, чае, кофе в течение многих часов речи не идет. Поэтому не будет лишним предложить приехавшим специалистам как минимум горячие напитки и помочь принести/унести ящики с аппаратурой.