
В данный момент в России обсуждается передача в частные руки функции «скорой» по перевозке больных для экономии бюджетных средств. В нескольких регионах эта идея уже отрабатывается в пилотных проектах
Фото/Видео: Людмила Мельникова
Речь – не о внедрении платных «скорых». Предлагается передать негосударственным предприятиям, выбранным по конкурсу, транспортную функцию скорой помощи по перевозке врачей и больных.
Два месяца назад Владимир Путин поручил Минздраву России изучить опыт по передаче автопарка скорой помощи в негосударственные руки и до середины июня сделать вывод: нужно ли внедрять такой подход по всей России? Этот же вопрос в рамках региона обсуждали на круглом столе в Ростове-на-Дону общественность и медицинское сообщество.
Сомнения в безопасности такого подхода высказали представители регионального отделения Родительского всероссийского сопротивления (РВС). «Цена за недобросовестность подрядчика – жизнь пациента, – считает председатель ростовского отделения РВС Игорь Бигаев. – Водитель государственной «скорой» несет уголовную ответственность за свою работу и имеет ряд ограничений вроде запрета на забастовку. Сотруднику аутсорсинговой фирмы могут грозить лишь штрафы за некачественно оказанную услугу». Сложности могут возникнуть и с контролем работы такой фирмы. «В муниципальных предприятиях мы можем провести внутреннюю проверку в любой момент. Частную организацию проверить вне плана – только после длительных согласований, – поясняет замначальника управления здравоохранения Ростова-на-Дону Ольга Барладян.
Между тем сами врачи предлагают хотя бы попробовать такой вариант. «Фактически скорая помощь Ростова и сейчас состоит из работы двух структур: врачей БСМП и муниципального автохозяйства, предоставляющего автомобили и водителей. Можно попробовать поработать и с частным предприятием, – считает заведующий медчастью БСМП Ростова Василий Фадин. – Вдруг действительно частник сможет более эффективно работать?»
Впрочем, по мнению медиков, эта идея, хоть и интересная, в Ростовской области для частника будет просто невыгодна. Дешевле услуг муниципального предприятия предложения частных компаний быть не могут, особенно в районах области с малой плотностью населения. Каким образом тогда частник станет зарабатывать? Возможно, будет сокращать издержки на заработной плате водителей – тогда вместо профессионалов придут бывшие маршруточники. Если же начнет урезать техобслуживание машин – возрастет риск поломок. Будет вводить дополнительные платные услуги для пациентов вроде подъема на этаж или наценку за срочность?
Впрочем, единодушны медицинские и общественные эксперты в одном: такие идеи как минимум нужно вынести на слушания на уровне Общественной палаты России. И все-таки не стремиться сгоряча рушить уже отлаженный механизм – восстановить его в случае неудачи будет крайне проблематично.

