15 лет в России проводится мониторинг здоровья российских школьников. Выводы неутешительные: число детей с функциональными отклонениями и с хроническими заболеваниями растет с каждым годом.
Истоки болезней, которые расцветают в школьные годы, лежат еще в младенчестве – абсолютно здоровыми приходят в первый класс не более 5 % детей.
В младших классах организм ребенка адаптируется к новым для себя условиям. В числе главных проблем – дефицит сна и недостаточная физическая активность. Недосыпают более 60 % детей 1–2-х классов и уже более 80 % учеников 3–4-х классов. Малоподвижны более половины младших школьников. Большинство детей посещают дополнительные занятия, что также перегружает организм. Доля детей с нормальным физическим развитием к 4-му классу снижается с 80 до 67 %. А неправильная адаптация приводит к тому, что малыши все чаще и чаще болеют.
Педиатры считают, что в жизни современных школьников отсутствует баланс между школьными, внешкольными занятиями и отдыхом. Чтобы адаптация проходила успешно, важна психологическая поддержка родителей, полноценный семейный отдых и общение с детьми. Ребенок должен не бояться рассказывать о своих проблемах родителям, говорить о том, что ему тяжело даются те или иные занятия.
Правильное питание, дополненное необходимыми витаминами и микроэлементами, налаженный режим дня, который способствует нормальному полноценному сну, могут значительно улучшить состояние здоровья школьников. Только так функциональные отклонения можно вернуть к норме. При хронических заболеваниях о норме, к сожалению, не может быть и речи. Но ведь их можно контролировать, достигая периодов стойкой и длительной ремиссии…