
(Продолжение. Начало в №№ 5–7 от 13 января – «Какой секрет хранит бювет», №№13-15 от 20 января – «День признания в любви», № № 54-56 от 27 января «Путь к сердцу мужчины лежит через...»).
Вникнуть в работу такого сложного организма, как санаторий «Пятигорье», рядовому бухгалтеру Розе С., оказавшейся в Пятигорске вместо подруги-журналистки, оказалось совсем несложно, потому что все было очень интересно, и люди вокруг отзывчивые!
«Броня» крепка, но… поддается
Над Пятигорском опускался вечер. Мне казалось, что этот день вместил столько событий, что впечатлений хватит на целый год. А сколько нового в себе самой я открыла, сколько своих жизненных позиций пересмотрела! Вот, к примеру, я никогда не задумывалась о том, сколько у меня любимых людей из числа посторонних (не друзей, не родственников, в том числе и мужа). А по дороге к терапевту санатория «Пятигорье» - Ларисе Владимировне Шириновой вдруг мысли сами поплыли в этом направлении. Любимый учитель у меня в жизни был: Валерий Николаевич преподавал в нашей школе физкультуру. Кто подумал о влюбленности – ошибся. Я поняла, что это был мой любимый учитель уже будучи взрослым человеком, а учитель физкультуры - от Бога. Вот чему научил он нас в начальной школе: плавать (наш всеобуч по плаванию в 60-е годы был настоящим), хорошо (!!!) играть в баскетбол и пионербол (его придумали для начинающих вместо волейбола), прыгать через козла, ходить по бревну, лазать по канату, бегать лучше всех стометровку и даже… двинуть куда следует неожиданно схватившего тебя за руку дядьку на улице – такое случалось и в те годы. Был любимый педиатр у детей – Дина Григорьевна. Были даже… не поверите, любимые начальники. Были любимые хирурги, которые три раза спасали мне жизнь. А попала на операционный стол потому, что самого главного доктора, который должен быть рядом с каждым из нас в течение всей жизни, у меня никогда не было. Почему-то с терапевтами мне никогда не везло. До моих болезненных ощущений, которые впоследствии, как я теперь уже осознаю, привели меня на операционный стол, им дела никакого не было. Что-то писали неразборчиво в истории болезни. Но история была непонятной - я там ни слова не разобрала. Последний раз в своей районной поликлинике я общалась с терапевтом лет 6 назад. Итогом нашего продуктивного диалога стала ее рекомендация – опять не поверите – написать завещание. К нотариусу я, конечно, не пошла. В платной клинике сделала обследование, меня успокоили: типа от смерти вы еще далеки. С тех пор к терапевтам я не хожу и отношусь к ним с большим подозрением. Но доктор Борис Лешов (о нем я писала в материале «День признания в любви») пробил брешь в моей «броне»...
Оказывается, терапевт может…
- Терапевт в санатории очень даже может оздоровить и подлечить, зря вы в этом сомневаетесь, - Лариса Владимировна Ширинова отвечала на мои «наивные» вопросы терпеливо и основательно. Манеру таким образом выводить человека на откровенный разговор я однажды подслушала у подруги Люси, когда она брала в моем присутствии интервью по телефону. И сейчас только успевала все усваивать и записывать. Оказывается, очень многое зависит от того, как сам человек относится к своему здоровью, как он за собой следит. После этого мне про себя все стало ясно: в плане оздоровления я безнадежна.
- Но те, кто к нам приехал и попал к нашим докторам, - Лариса Владимировна сделала внушительную паузу и легонечко постучала пальчиком по столу, типа здесь не забалуешь, - оздоравливаются в обязательном порядке, и результаты у нас есть.
При этих словах терапевта «Пятигорья» передо мной забрезжила надежда, как луч света в темном царстве.
- Причем это – не субъективные ощущения пациентов, а подтвержденные исследованиями, - улыбнулась доктор, прекрасно понимая личную подоплеку моих вопросов.
- И когда надо начинать оздоравливаться? - робко поинтересовалась я.
- Любое заболевание лучше предупредить, чем потом лечить. Так что побывать в санатории в целях профилактики – попить водичку, погулять по терренкурам, полюбоваться природой, принять ванны – полезно в любом возрасте. А люди с хроническими заболеваниями, которые приезжают к нам «под прикрытием препаратов», пройдя курс лечения в дневном стационаре поликлиники или под наблюдением врача, замечательно в нашем санатории набираются сил. Мы рекомендуем комплексное лечение основного заболевания: главное - ванны с водой из скважины № 24, которые есть только в нашем санатории. У этих ванн большой лечебный спектр: сердечно-сосудистые заболевания и заболевания опорно-двигательной системы. Источник № 24, находящийся на территории «Пятигорья», позволяет подавать минеральную воду в отделение ванн прямо из скважины. Минеральные ванны воздействуют на организм непосредственно через кожу: активизируют обменные процессы, улучшают кровообращение, снимают напряжение и болевой синдром, оказывают противовоспалительное действие, повышают мышечный тонус.
Очень много разнообразных водных процедур. Если нет противопоказаний – применяем грязи, массаж. Есть и скандинавская ходьба, диетотерапия, лечебные чаи… Большой набор физиотерапевтических процедур, до которых у пациентов дома руки просто не доходят.
- А в какое время года лучше принимать лечение в санатории?
- Если с целью профилактики – то круглый год. Если для лечения хронических заболеваний – весной и осенью.
На дежурный вопрос относительно интересных случаев исцеления Ширинова ответила просто: у нас каждый случай – уникальный:
- Все дело в том, к какому качеству жизни, к каким ощущениям вы привыкли. Можно всю жизнь прожить с гастритом – гасить изжогу содой или Ренни, если он, гастрит, в язву не перейдет, а потом в нечто гораздо более серьезное. А можно приехать в санаторий, попить воды, принять курс процедур. И понять, что в любом возрасте солнце светит ярко и жизнь замечательная, а не унылая штука, окрашенная в серый цвет болезни. Тот, кто начинает принимать санаторное лечение, видит разницу в качестве жизни. И каждый раз после курса лечения качественная жизнь длится все дольше и дольше. Мы ведь интересуемся у наших пациентов: насколько им хватило нашего лечения.
- Вы гарантируете, что если регулярно ездить в санаторий и принимать назначенное докторами лечение, то период стабильности увеличивается?
- Обязательно! Я работаю в санатории 14 лет и могу наблюдать пациентов в динамике: люди становятся старше, а болезней – меньше, что-то уходит совсем, многие процессы удается затормозить.
Полный отпад. Но вслух я этого, конечно же, не сказала.
Как попасть в «хорошие руки»
На вечер мне осталась только встреча с массажистом. Им оказался Сергей Григорян. Коллеги решили, что самому молодому из них проще остаться после работы для разговора.
В рабочее время, оказывается, массажисты общаются исключительно с пациентами. Просто сказать, что меня очень интересовал массаж, не сказать ничего: уже три месяца дико болела шея. То в правое плечо отдавала боль, то в левое, то смещалась к середине. Все началось в конце сентября после командировки в Москву, в аэропорту продуло. Никакие мази, таблетки не помогали. Муж говорил, иди к врачу, тебе нужен массаж. Говорить–то все можно. А когда на него ходить, если я с утра до вечера – на работе?!
Директор санатория сразу приметила мой неестественный поворот головы, пообещала: вам Сергей массаж сделает, полегчает сразу. Как же, усомнилась я, с одного раза полегчать не может. Тем более что боль терпела три месяца, потерплю еще немного. И, придя в массажный кабинет, я стоически начала не с жалоб на свой остеохондроз, а с вопросов.
- Массажист – профессия сложная и тонкая, - вводил меня в курс дела Сергей Григорян. - И качества массажисту особые требуется. Ведь иногда приходит человек с проблемой, жалуется, мол, что-то с позвоночником, остеохондроз замучил. Начинаешь массаж делать, тот, что доктор прописал, а оказывается, все дело не просто в зажатых мышцах, не в блоках, а в энергетике, в проблеме, которая у пациента в голове засела и покоя ему не дает. А вылезает наружу…
- В шейно-грудном отделе позвоночника?! – я чуть не подскочила на стуле, озаренная очередным открытием.
- Совершенно точно, - широко улыбнулся Сергей. – Вы такая эрудированная.
- Нет, у меня просто жизнь такая… гм, интересная, - не вдаваясь в подробности, ответила я.
Насчет эрудиции, конечно, он загнул. Про гинекологический и урологический массажи я, разумеется, наслышана. Но что массажем можно в начальной стадии лечить бронхит – если нет температуры, разумеется, - не знала. И не только дыхательную систему он восстанавливает, но и сердечно-сосудистую. Про энергетику было очень интересно послушать.
- Человека надо понять, его энергетику почувствовать. Она бывает и положительная, и отрицательная. Отрицательная – не значит плохая. Просто люди все разные, и жизненные обстоятельства у них порой на состояние очень сильно влияют. Самое главное – массажист, как и врачи, должен вселить в человека веру в то, что его беда, его проблема поправима. Тогда успех – сто процентов.
Но самое сложное – работать с детьми. У нас самый опытный наш коллега – Олег Эмануилович Мусаэлян – любого малыша уболтает, заговорит: сказку начнет рассказывать, вопросами засыплет, но будет тот у него лежать как надо или сидеть спокойно.
И я, как малое дитя, добровольно сдала свой шейно-грудной отдел позвоночника в хорошие руки.
…Я раньше никогда не понимала людей, которые пишут в газету благодарственные письма докторам. Сейчас это не очень распространено, а в советские времена врачей благодарили пациенты через прессу. Теперь я их понимаю. Это был сеанс не просто массажа, а избавления от хронической боли. В свой номер я не пришла, а прилетела, словно крылья у меня выросли за спиной. Это ж надо – я даже шаблонами советской прессы заговорила! На столе лежала книга отзывов, которую директор санатория – Наталья Петровна Маляренко – мне настоятельно советовала почитать, когда только узнала о цели моего приезда. Я всячески отнекивалась: была охота! Типа попросили сотрудники санатория их поблагодарить – люди и поблагодарили. Но после всего увиденного, после всего, что я о санатории узнала, отложила заранее припасенный детектив и взялась изучать книгу отзывов. Оказалось так интересно, словно книжку про своих близких людей читаешь. И про Бориса Павловича Лешова чуть ли не в каждом отзыве, и не только мне он Айболита напоминает. Еще женщина из Сибири назвала его шаманом, а молодежь – супердоктором. И про золотые руки массажиста Ольги Анатольевны Шутенко тоже немало слов добрых прочла. Засыпала я в обнимку с книгой отзывов, а перед глазами - те, кто их писал. Если вы когда-нибудь целый день в урожайный год грибы собирали, или ягоды, или картошку, к примеру, копали, то перед вами всю ночь хороводом ходить ягоды, или грибы, или картошка будут. Так и со мной приключилось.
- Очень важно, что в процедурных кабинетах все такое беленькое, чистенькое, стерильное, - объясняла мне свою привязанность к «Пятигорью» женщина из Тюмени.
- А горничные здесь такие милые, медсестры – заботливые, - твердили супруги-психологи. Кстати, в подписи сообщили, что он – профессор, она – кандидат наук.
- Как приятно слышать, когда приезжаешь в очередной раз в санаторий: кто-то говорит – вот новенькие приехали. А им замечают: это наши старенькие вернулись! – щебечут подруги из Новороссийска.
- У вас есть все, что есть у нас, – великолепная лечебная вода, великолепные специалисты, - вещали пациенты из самого Баден-Бадена. От этого признания жителей известного бальнеологического курорта мирового уровня мое сознание полностью перешло на программу «сон».
Если каждое утро смотреть на восход солнца…
Проснулась я еще засветло, поскольку с вечера решила насладиться всеми дарами природы, которыми владеет «Пятигорье». Накануне заместитель директора санатория - Алла Павловна Кучевская - мне такие интересные детали о нем сообщила, что я решила лишнее время на сон не тратить.
Оказывается, на территории санатория к дивному горному воздуху естественным путем добавляется ионизация хвоей. Именно потому он здесь – потрясающий.
- Ионизация воды из скважины № 24, которая расположена на территории нашего санатория, что очень важно, тоже очень высокая - минус 300. Это значит, что она легко проникает в клетки, мембраны которых имеют положительный заряд. В составе нашей воды очень много микроэлементов, которые омолаживают, оздоравливают человека, улучшают работу желудочно-кишечного тракта, - говорила Алла Павловна.
И еще про возможное уединение на дальних аллеях – его могут нарушить разве что дятлы, сойки и белки. Там испытываешь ни с чем не сравнимое умиротворение. И про удивительно красивый в этом месте рассвет. Кстати, рассветом здесь тоже лечат!
– Мы рекомендуем пациентам любоваться восходом. Если регулярно смотреть на восходящее солнца, когда оно только поднимается над горизонтом, то можно приостановить развитие катаракты, – удивила меня Кучевская.
Вот я и полетела к Провалу на смотровую площадку, откуда открывается необыкновенный вид на Пятигорск. Долго любовалась дивным восходом. А повернувшись к горе Машук, увидела, что к Провалу подъезжает автобус с табличкой «Санаторий Бештау». Среди людей, которые из него вышли, я узнала... своего родного мужа.
Люди добрые! Если вы читаете эти строки, значит, меня не хватил обширный инфаркт и я не лежу в реанимации. Все-таки пребывание в санатории значительно повысило мою стрессоустойчивость. А как развивались события дальше, вы скоро узнаете...
Ваша теперь и стрессоустойчивая Роза С.
Пятигорск
Продолжение следует.

