
(Продолжение. Начало в №№ 5–7 от 13 января – «Какой секрет хранит бювет», №№ 13–15 от 20 января – «День признания в любви», №№ 54–56 от 27 января «Путь к сердцу мужчины лежит через...», №№ 60–62 «В «Пятигорье» – к любимому доктору»)
Краткое содержание предыдущих серий: Уже на второй день пребывания в санатории «Пятигорье», куда бухгалтер из Ростова-на-Дону Роза С. сбежала в канун нового года от мужа – у них в последнее время разладились отношения, - женщина почувствовала, что в ней происходят серьезные перемены. Взявшись выполнить поручение подруги-журналистки Людмилы, которой сердечные дела не позволяли уехать в командировку, она добросовестно «инспектировала» жизнь пациентов, брала интервью у докторов и персонала, и вместо огульной критики, на которую - за ради сенсации - ее подбивала авантюристка Люся, у нее сложилось самое лучшее представление о здравнице. И не потому, что Роза, которой уже за 50, практически ни разу в своей жизни серьезно не занималась собственным здоровьем – она пахала на семью, а потом вдруг поняла, что ее самоотверженность никто не ценит и до ее здоровья, по большому счету, никому нет дела… кроме докторов санатория, которые ее выслушивали и давали советы, которым хотелось следовать. Здесь она встретилась с пациентами санатория – и своими ровесниками, и с молодежью, которые прошли «школу «Пятигорья», стали ее прилежными учениками и последователями, а в награду получили – здоровье! Их лечили природной минеральной водой, грязевыми аппликациями, массажем и физиопроцедурами, и даже… рассветом. Встречая этот самый живительный рассвет на смотровой площадке у Провала, откуда открывается великолепный вид на Пятигорск, среди туристов, приехавших на экскурсию из санатория «Бештау», Роза увидела… собственного мужа, который по ее убеждению должен был валяться дома на диване и по укоренившейся привычке, которая ее ужасно раздражала, переключаться с одного канала на другой!
…и остался за дверью весь мир
«Самое главное, чтобы Он меня не заметил, иначе произойдет непоправимое», - хорошо, что самой первой в голову пришла эта простая и спасительная мысль. Я развернулась спиной ко «всему миру» - к месту у входа в Провал, где стоял Он, и сделала вид, что по-прежнему любуюсь великолепным рассветом.
Случись подобный прецедент еще пару дней назад, я бы поступила с точностью до наоборот: подошла бы к этому типу, спросила: разве здесь место для выгула горных козлов, а то еще и что похуже. А могла, как Люся, вцепиться в личико своему бывшему, когда встретила его на улице с коллегой? Вполне! Но на это была способна та Роза, которой уже нет. А у этой новой Розы за плечами весь боевой арсенал «Пятигорья», главное - постулаты, которые в той или иной подаче персонал санатория ей внушал на каждом шагу: любой человек хоть раз в году должен стать настоящим эгоистом и думать только о себе, о своем здоровье! И тогда все остальные проблемы разрешатся, все станет на свои места – жизнь расставит. Ох, как я им всем в тот момент была за это благодарна! Я шла к входу в санаторий и думала только о том, что сейчас еще разок хлебну водички из скважины № 24 и отправлюсь в великолепную «Жемчужину Кавказа» в Ессентуки, которая записана в моем плане под номером два, и буду работать. Только работа теперь меня и спасет. И еще я знала, что у меня в жизни появилась настоящая миссия: не квартальные и годовые отчеты сбивать, не зарплату нашим бездельникам начислять, не стоять у плиты (ради кого и чего?!), а ПРОСВЕЩАТЬ народ, объяснять ему честно и доходчиво, что за своим здоровьем надо следить, и начинать лечиться не за три дня до смерти, а пока еще здоров и счастлив. Иначе, больной и несчастный (вот как я сейчас), ты абсолютно никому не нужен! Даже себе самому…
…В «Пятигорье» я ни с кем, кроме директора, прощаться не стала. Наталье Петровне Маляренко пообещала обязательно вернуться в санаторий с подругами и основательно здесь пролечиться – возможностей через край! Расставание было теплым, ведь теперь мы обе любили «Пятигорье».
- А у вас небольшие перемены в расписании - сейчас водитель отвезет вас в «Бештау», - окатила меня ледяной водой Наталья Петровна. Но я уже умела держать удар.
Душа – в «коконе», «кокон» – в «Бештау»
Как хорошо быть стреляным воробьем! Заглянув в душу «Пятигорья», я уже понимала, что необходимо сегодня нашим санаториям на КавМинВодах, чтобы дать фору всем заграничным спа-отелям с их шоколадными обертываниями, которые помогают только молодым, и то потому, что у них все в порядке. Им нужно, чтобы о них узнали люди, которые хотят отдыхать и лечиться качественно. Откуда у человека – будь то женщина или мужчина, красота возьмется, если в нем болячки сидят?
Под эти мысли до города Железноводска мы доехали, как мне показалось, минут за 10-15. Да он и от аэропорта, и от вокзала железнодорожного недалеко находится. Я толком и улицы рассмотреть не успела, а мы уже въезжали в ворота санатория, расположенного в самом центре города. Все оказалось в соответствии с тем, что я быстренько прочла на его сайте www.sanbestay.ru. Гора Железная, на которой он стоит на 600 метрах над уровнем моря – на месте, вокруг - лесопарковая зона, всего в полутора километрах – как раз то, что необходимо для тонуса - источники знаменитых минеральных вод «Славяновской» и «Смирновской». Это которые, как я уже знала, блокируют в человеке процессы камнеобразования, а те камешки, что уже есть, в песок превращают и незаметно для хозяина камней выносят их потихоньку из организма.
Понятно, что первым делом мне захотелось сравнить «Пятигорье» и «Бештау», сделать выводы – кто в чем преуспел, где – лучше. Но я быстро поняла – это напрасный труд. Санатории – совершенно разные. И выбор санатория – это как любовь. Глянулся он тебе, зацепил твое сердце – будешь ездить сюда, как на собственную дачу. Что клиенты «Пятигорья» и делают (вот никак этот санаторий из головы не выходит, зацепил сильно. Как говорят, первую половину дороги путник думает о доме, вторую – о цели своего путешествия). Освоившись и переключившись на новую цель – «Бештау», я поняла, что он – грандиозный огромный кокон, в котором каждому, кто переступил его порог, легко спрятаться в кокон индивидуальный, побыть наедине с собой, отдохнуть от суеты и избавиться от всего, что мучало тело, что накопилось в нем за годы или месяцы. Для меня не стало неожиданностью, что есть костяк постоянных клиентов и в «Бештау». А ближе познакомившись с санаторием, поняла, почему народ сюда тянет, чем его здесь привлекают и покоряют. Начну с того, что официально «Бештау» много лет подряд – здравница профсоюза работников атомной энергетики и промышленности. Организации – не бедные, и уровень лечебной базы поддерживали основательно. Территория санатория – тоже находка даже для этих курортных мест: 3,5 гектара вдали от шумных дорог на уютном низкогорье.
Заместителя генерального директора санатория по медицинской части Наталью Викторовну Кривунову для небольшой экскурсии пришлось буквально вырвать из лап «текущих дел». Без опытного и компетентного провожатого разбираться в четырех корпусах лечебно-оздоровительного центра, два из которых - спальный и лечебно-диагностический – пятиэтажные, мне бы пришлось не один день. А есть еще три этажа спортивно-оздоровительного комплекса и два этажа культурно-досугового центра плюс столовая. Все здания соединяются теплыми переходами - здравница работает круглый год.
Когда Кривунова провела для меня ознакомительную экскурсию, по ходу пояснив, что одновременно санаторий может принять 277 отдыхающих, которых обслуживают 100 человек медицинского персонала (кстати, из 28 врачей один – кандидат медицинских наук, 19 – врачи высшей категории; из 44 медицинских сестер - 34 имеют высшую категорию), я, помимо всего прочего, сделала вывод, что неожиданная встреча с супругом мне вряд ли грозит. В конце концов, убеждала себя, даже если мы столкнемся нос к носу, я-то на работе, а вот чем он здесь занимается, еще надо выяснить. Окончательно успокоившись, я полностью погрузилась в мир «Бештау».
Кто под красным знаменем?
В переходе между корпусами на самом видном месте красовалось... Красное знамя за победу в социалистическом соревновании в 1987 году.
- Это честное знамя, – с гордостью за своих коллег, когда-то поднявших славу санатория на весь Союз, сказала Наталья Викторовна. Я уже подметила особенность второго по счету руководителя – то же самое делала в «Пятигорье» и Маляренко: характеризуя качество санаторских услуг, ссылалась на принятые внутри здравницы стандарты, прописанные еще в советские времена.
- По статистике минздрава СССР, среди тех людей, которые хотя бы раз в год посещали санаторий, получали санаторно-курортное лечение, уровень заболеваемости сокращался на 30 процентов, - говорила Кривунова. - Мало того, что это – экономическая составляющая для государства, которое давало людям возможность получить качественное лечение и отдых. Кстати, плохо, что сегодня многие руководители фирм, разных ЗАО и ООО не понимают, что здоровьем работников нужно заниматься предметно: ввести обязательные профилактические осмотры, а премировать лучших работников не деньгами, а санаторными путевками. Побывав в санатории, человек и колоссальнейшую пользу здоровью принес, и сделал хорошее вложение в собственное будущее. В последние двадцать лет мы на уровне страны потеряли потребность людей в санаторно-курортном лечении, причем именно в лечении в наших санаториях. Назойливо рекламируется отдых в Турции, лечение – в Израиле. Шаблоны засели в голове.
А традиции наших водолечебниц, в которых больше ста лет российский народ оздоравливался, мы сохранили. И пополнили современным диагностическим оборудованием, чтобы качество жизни наших пациентов было после лечения несравнимо выше, чем до него.
К сожалению, многие наши соотечественники не знают того, что уже знаю я. Базовые рекомендации для санаториев КавМинВод разрабатывает Пятигорский государственный научно-исследовательский институт (НИИ) курортологии Федерального медико-биологического агентства – один из самых больших научных центров Российской Федерации. Он был открыт еще в 1920 году на основе Русского Бальнеологического Общества. Сегодня – это основной источник усовершенствованных и новых методик и технологий лечения и диагностики. Разработки пятигорского НИИ курортологии постоянно внедряются практически во все здравницы не только КавМинВод, но и за границей. В институте курортологии Пятигорска, его клиниках и отделах на данный момент трудятся более 800 человек, в том числе научные сотрудники, кандидаты наук, доктора и профессора медицинских наук. Вот так-то. Заграница у нас методики берет и потом нас там по ним и лечит. Только персонала такого, как в наших санаториях, там нет.
- У нас люди по 40 лет работают, для них санаторий – дом родной, а пациенты – дорогие гости, - улыбается Наталья Викторовна. – И наши пациенты это сразу видят и отмечают. Потому и возвращаются к нам по нескольку раз. Камерность и теплое отношение персонала - вот что мы гарантируем людям помимо высокого уровня лечебных процедур и рекомендаций.
Скажу сразу, что в первый же день мы с Кривуновой не успели обойти и половины намеченных объектов: везде задерживались дольше, чем планировали, – настолько все было интересно, и информация, которой делились медсестры, отпускающие те или иные процедуры, была очень важной и нужной для читателей. Вот удивитесь, я напрочь забыла о своем муже. Где-то на третьем уровне подкорки иногда всплывала мысль, вот увижу, спрошу, как он здесь очутился. Но она быстро улетучивалась под воздействием от новых впечатлений. «Бештау» полностью поглотил все мое внимание, и мои интересы уже не шли дальше процедурных кабинетов, термобочки, на которую я сразу обратила внимание. А впереди был самый большой в Железноводске бассейн, даосская гимнастика и еще много такого, что отличает «Бештау» от других, расположенных рядом санаториев. Так что читателей, кого лечение на КавМинВодах заинтересовало, ждут очень важные открытия. Не пропустите следующую пятницу.
Ваша Роза С.
Железноводск
Продолжение следует

