Около 70 % первоклашек могут считаться относительно здоровыми. К моменту окончания школы таковыми признают лишь 10 % учеников.

Состояние здоровья детей ощутимо ухудшается в процессе обучения в школах с повышенной учебной нагрузкой – в лицеях и гимназиях. У них диагностируют сочетанные, полиорганные нарушения в состоянии здоровья.

К финалу учебного процесса число детей, страдающих от заболеваний органов пищеварения, возрастает в три раза. Если ребенок испытывает значительную интеллектуальную и эмоциональную нагрузку, но предпочитает не обедать в школе или перекусывает нездоровой едой, он приобретает самые разнообразные заболевания ЖКТ. В таком случае перерыв между приемами пищи у него не должен превышать 4 часов. Особенно важно это правило для учеников начальной школы. А они к тому же должны исключить из своего ежедневного рациона бутерброды, чипсы, гамбургеры и питаться преимущественно горячими и жидкими блюдами.
 
К выпускному классу в 4–5 раз увеличивается число выявленных офтальмологами заболеваний глаз. Школьники часто страдают близорукостью, астигматизмом и дальнозоркостью. Причины – чрез-мерные нагрузки на зрительные органы в школе и дома при выполнении уроков, частые занятия за компьютером, бесконтрольный просмотр ТВ-программ.

К окончанию школы число учеников, страдающих от нервно-психических заболеваний, удваивается. Здесь, конечно, играют роль на только повышенная нагрузка, но и обстановка в семье, наследственность, социальные взаимодействия учеников друг с другом. Именно мальчики сильнее подвержены развитию психовегетативного синдрома, синдрома нарушения внимания с гиперактивностью, расстройств поведения.

Число детей с заболеваниями эндокринной системы увеличивается за годы учебы в 5 раз. К моменту выхода во взрослую жизнь 60% девушек и 46 % юношей имеют хронические заболевания, которые впоследствии могут повлиять на их репродуктивный потенциал. Причем углубленные исследования свидетельствуют, что реальная ситуация значительно хуже: чем старше ребенок, тем менее достоверны сведения школьной медицинской документации.

До 75 % школьников – с нарушениями осанки, у каждого десятого – сколиоз. Проблемы могут быть связаны с неправильной посадкой за партой в школе и за письменным столом дома, ношением тяжелых сумок на одном плече, недостатком физической активности. Родителям нужно следить, чтобы ребенок не сутулился при ходьбе и за столом, не опускал голову и не выпячивал вперед живот. Когда он сидит на стуле, ступни должны полностью стоять на полу, а спина – иметь опору. Письменный стол, за которым ребенок делает уроки, должен быть на 20–30 см выше локтя опущенной руки. Не разрешайте школьнику делать уроки на диване или в кресле – это формирует неправильную осанку. А для исправления осанки необходимы физические нагрузки и специальные упражнения.

В общем, картина – довольно мрачная. Но эксперты утверждают, что общий уровень заболеваемости школьников вполне реально снизить. Для этого необходимо увеличить двигательную активность, грамотно организовать учебное место, купить ребенку удобный ранец и комфортную обувь, обеспечить его правильным сбалансированным питанием. Все в ваших руках, родители...