За неделю до Нового года мы кидаемся в пробег по магазинам: за подарками к торжеству, украшениями для дома, продуктами к праздничному столу.

Отсутствие на наших полках продукции местных производителей — тема не новая. Хочется добавить несколько деталей к описанию проблемы…

Как­-то раз мы с коллегой на одной из выставок местных товаров набрели на стенд страусиной фермы. Удивление, восторги, вопросы… Впервые в жизни мы попробовали суджук из страуса. Выслушали лекцию о том, что страус — единственной животное, которое идет в переработку практически без отходов: мясо едят, а из перьев и очень крепкой кости делают сувениры и украшения. Узнали, что предприятие производит из мяса страуса рулеты и даже… чипсы. «Где?» в один голос вскричали мы, имея в виду: «где все это можно купить?». Ожидали услышать в ответ несколько знакомых названий торговых сетей. Ведь страусятина, такой экстравагантный продукт, сделала бы честь ассортименту любого крупного магазина!

­Мы пытались работать с сетями, признался представитель фирмы. — Но очень уж тяжело! Расходится продукция не так что очень уж быстро, а поставлять нужно большими партиями. Лежит­лежит, а потом вдруг раскупается — в этот момент нужно моментально восполнить ассортимент. Промедлил штраф. Нет, нам это не выгодно.

В итоге выяснилось, что уникальная продукция продается только в одном из магазинов Ростова. Ну и, конечно, на самой ферме. Маловато!

А вот как вспоминали о работе с сетями на одном из предприятий, победивших в конкурсе «Лучшие товары Дона», куда я пришла брать интервью:

­Условия устанавливаются жесткие, но — только в одностороннем порядке, рассказывал начальник производства. К примеру, торговый центр требуют подвезти товар к двум часам дня и ни минутой позже. Приезжаем вовремя и стоим до вечера. Машину не разгружают, не принимают товар. Понять, кто в такой организации за что отвечает, невозможно. Кроме того, цены, которые требовал установить магазин, были ниже тех, по которым мы сами продаем продукцию непосредственно с предприятия. Клиенты, естественно, делали вывод, что выгодней покупать в торговом центре, а не у нас. Но там наш товар выставлялся нерегулярно. Мы подумали­подумали и махнули рукой на такую «торговлю».

Теперь этот производитель (кстати, его продукция продается и за рубежом) развивает свой интернет­магазин. Это, да еще сотрудничество с небольшими специализированными магазинами, да свои собственные фирменные «точки» — выход для местных поставщиков, но, к сожалению, обеспечить большой приток клиентов такой выход не может. Для потребителей местный производитель так и остается «темной лошадкой».

«Скандальный», как назвали его некоторые СМИ, Закон о торговле, принятый Госдумой на днях, вроде бы должен урегулировать отношения поставщиков и торговых сетей. Закон (полное название «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации») имеет сразу несколько целей: ограничение монополии сетей, сдерживание роста цен, создание условий торговли, выгодных для поставщиков и потребителей. Почему же новый закон назвали скандальным? Да потому, что совершенно невозможно предсказать, какие последствия даст он в уже сложившихся на рынке условиях, куда «поведет» его инерция рыночного процесса. Особенно если учесть, что представители торгового бизнеса от Закона, мягко говоря, не в восторге.

К примеру, среди пунктов, призванных протянуть «руку помощи» многострадальным поставщикам, есть один об установлении сроков оплаты за принятый товар. Теперь они соотнесены со сроками годности: продукция, которая может храниться не более 10 дней, и должна быть оплачена в течение этого времени, от 10 до 30 дней не позднее 30 дней, за продовольственные товары со сроком годности свыше 30 дней, а также алкогольную продукцию российских производителей не позднее 45 дней.

Это неизбежно приведет к росту цен, считает исполнительный директор X5 Retail Group Лев Хасис. Сокращение отсрочек вовлечет ритейлеров (перепродавцов) в дополнительные расходы, заставит брать больше кредитов, а компенсировать все эти издержки будет ползущая вверх отпускная стоимость товара.

Антимонопольные ограничения таковы: торговая сеть, чья доля на рынке региона составляет не менее 25 процентов, уже не может открывать новые магазины в данном субъекте РФ. Отменяются «бонусы» за размещение товара на «выгодных» полках (непонятно, правда, по какому принципу теперь будет распределяться на торговых местах продукция разных фирм – жребий, что ли, будут кидать?). «Премии» торговым сетям за большие объемы поставок – то бишь, дополнительные поборы с поставщиков – должны быть не более

10 процентов. А на социально значимые товары они и вовсе сняты.

Закон направлен на то, чтобы торговля активно развивалась не только в крупных городах, но и в глубинке. Вероятно, малому и среднему бизнесу он позволит вздохнуть свободнее. И все же… Уж слишком много факторов, не поддающихся учету. Средства давления торговых сетей на поставщиков многообразны. Опять же, в жизни «всегда есть место бонусу». Кто­то из создателей законопроекта отметил, что Закон будет работать, если «не будет саботажа на каждом звене цепочки». Эх, его бы устами…