И как выбрать себе полноценный экземпляр. Люди делятся на две категории: первые знают о мобильниках все или почти все (ну, или знают, где можно уточнить нужное), вторые же относятся к мобильным телефонам только как к средству связи.

И когда у этих безынициативных «вторых» возникает потребность в покупке нового телефона, поход в магазин начинает откладываться. Что выбрать? А вдруг — обман? Автору этой статьи, относящему себя, конечно, ко «вторым», давно хотелось создать краткую инструкцию по выбору телефона, своего рода алгоритм. И вот он перед вами.

Помочь я попросила эксперта независимого бюро экспертиз «Открытый мир» Артема Савина — человека, который знает телефоны не только снаружи, но и изнутри.

Это интересно

Одно время фирма Siemens выпускала телефоны класса «Экстрим»: ударостойкие, защищенные от воды, в прорезиненном корпусе. Они боялись только огня, но не падений с высоты и намокания. Увы, производство таких мобильников не встретило интереса на рынке и постепенно прекратилось.

Табель о рангах

«Прежде чем идти за покупкой, определитесь, что вам нужно» — совет, с которого начинаются 90 процентов статей. Но прежде чем решить, что выбирать, надо знать, из чего. Я попросила эксперта условно разделить весь мобильный рынок на классы — соотносительно с возможностями  и ценой.

— Начнем с эконом-варианта: 1,5 — 3 тысячи рублей. Это «просто телефон»: из функций только будильник, нет MMS, электронной почты, проигрывателя mp3-файлов, простой корпус, небольшой размер экрана.

Следующая, «средняя» категория — от 3 до 6-8 тысяч: есть все, но в самом простом исполнении. Цветной дисплей, простенькая камера (то есть снятое будет выглядеть лучше всего при просмотре на самом телефоне, а фото имеет смысл распечатывать размером не больше чем 10 х 15),

FM-радио, наличие слота для карты памяти. В этой категории телефоны уже имеют типовые различия — так называемый форм-фактор. Это могут быть телефоны-«раскладушки», слайдеры — аппараты со сдвигающейся частью и т.д.

Далее — от 8 тысяч рублей начинается другая, самая популярная группа: с более совершенной камерой (от 3,2 мегапикселей), большим экраном (диагональ от 2,4 дюйма), качественным плеером, набором приложений. В эту же ценовую категорию частично входят и смартфоны. От 10 тысяч появляются телефоны и КПК с GPS-навигатором, поддержкой Wi-Fi, акселерометром, сенсорным дисплеем и т.д.

И последнее — телефоны VIP-класса: от 25-30 тысяч и выше. Набор функций практически такой же, что и в пре-дыдущей категории, разница — в оформлении: корпусы из драгметаллов, гравировки, клавиши инкрустированы камнями.

Серый и белый

Вот начинается процесс покупки, и вам выносят собственно телефон. Помните: важно не купить «серый» мобильник.

— «Серые» аппараты — это телефоны, ввезенные нелегально, не прошедшие сертификацию на территории России, — поясняет эксперт. —  Что такое сертификация? Это процедура, которая удостоверяет, что телефон соответствует указанной марке и модели, изготовлен для эксплуатации в данной стране. Владельца «серой» техники ждет масса неудобств — начиная с того, что сервисные центры будут отказывать ему в гарантийном ремонте и диагностике, а в некоторых случаях и постгарантийном.

Как же отличить «серый» от белого?

— Прежде всего, по языку: в сертифицированном аппарате должна быть русская клавиатура, русское меню и инструкция на русском языке. На корпусе под батареей телефона, который сертифицирован, стоят соответствующие знаки ССЕ или ССС и РСТ. Далее — каждому телефону при изготовлении присваивается так называемый IMEI, международный идентификатор мобильного оборудования. Двух телефонов с одинаковым IMEI не бывает. Этот 15-значный номер находится под батареей на корпусе телефона. Он должен соответствовать выводимому на дисплее при наборе комбинации клавиш на клавиатуре *#06#.

Кстати, надо обращать внимание еще и на коробку телефона: однотонная коробка рабочего вида без отличительных знаков должна насторожить.

«Нет!» логотипу оператора

— Помимо «серых» телефонов, существуют мобильные, выпущенные в рекламных целях для определенного оператора сотовой связи, — продолжает Артем Савин. — Продаются они по соблазнительно дешевой цене. Одна беда — нельзя поменять сим-карту. Чаще всего для этого нужно менять программное обеспечение телефона.

Эти мобильники легко отличить по логотипу оператора мобильной связи на корпусе телефона. Система пришла с Запада. В Америке и Европе телефонный аппарат чаще всего является приложением к контракту об услугах связи. Потребитель получает его либо бесплатно, либо по очень низкой цене. Но оператор, естественно, заинтересован в том, чтобы удержать потребителя, отсюда ограничительные меры. Сейчас и у нас некоторые операторы стали выпускать такие мобильники.

У каждого свои недостатки

Раньше, когда мобильники были не у всех, они были толстыми, увесистыми и надежными. Развитие дополнительных функций, как и всякая селекция, сделало телефоны уязвимее. У каждой модели — свои слабые стороны.

Телефоны-раскладушки, а также слайдеры — телефоны со сдвигающейся частью, и ротаторы — телефоны, где две части вращаются вокруг единой оси, имеют в своей конструкции межплатный шлейф, — рассказывает эксперт. — Это гибкий элемент, который соединяет подвижные части. Неполадки в таком аппарате часто связаны с выходом из строя этого шлейфа. Хорошая раскладушка должна служить два срока гарантии, плохая ломается почти сразу. Перед покупкой несколько раз сложите и разложите телефон. 

Сверхтонкие телефоны тоже имеют свою особенность. Бывает, потребитель приходит в экспертное бюро с вопросом: перестал работать монитор, кто виноват? Не исключено, что сам владелец мобильника. Плоский телефон лучше не держать, например, в кармане узких брюк. От изгиба могут появиться микротрещины на системной плате, что также ведет к выходу из строя телефона

Самый же частый, по словам экспертов, дефект, с которым обращаются потребители, — сбой программного обеспечения. Перед покупкой надо проверить основные функции телефона. Помните еще, что в телефонах разных производителей одинаковые функции — отправка SMS-сообщений, работа с телефонной книгой, устройство меню и т.д. — могут быть устроены по-разному. Купив телефон у другого производителя, а не того, к которому вы привыкли, будьте готовы переучиваться.

Будьте бдительны

Сейчас в продаже, говорят эксперты, появилось множество телефонов неизвестных китайских фирм. Стоят они сказочно дешево, а ведут себя подло: некоторые выключаются буквально через несколько звонков. Отремонтировать телефон редкой марки в сервисном центре практически нереально — нет массовости продаж, соответственно, нет и деталей. Не соблазняйтесь дешевизной!