— Я всегда был поклонником Высоцкого. Поэтому решил купить именно «Мерседес», которым он так восхищался, — так лирично пояснял свой выбор Владимир А., но не перед друзьями, а в суде.

Выбрав в автосалоне «Панавто-Юг» автомобиль, Владимир подписал договор о покупке. Оплатил покупку не сразу: менеджер попросил его подождать пару дней — на выбранный Владимиром автомобиль нужно было подготовить недостающую техническую документацию.

Уже дома будущий владелец «Мерседеса» еще раз перечитал договор и, пока деньги за машину (почти миллион рублей!) не выплачены, решил проконсультироваться с юристами.

Оказалось — не зря. В тот момент Донская ассоциация по защите прав потребителей (ДАЗП) уже судилась с ООО «Панавто-Юг» по поводу подобного договора. За несколько месяцев до этого к ним пришла еще одна покупательница «Мерседеса» и принесла договор, вызвавший у нее сомнения. Изучив документ, правозащитники подали на фирму в суд: ряд условий договора нарушал Гражданский кодекс РФ и Закон РФ «О защите прав потребителей». Причем не в первый раз: в прошлом году, во время аналогичного иска, автосалону предписали изменить договор как ущемляющий права потребителей. Спустя полгода правозащитники предъявили в суде  в том числе и договор Владимира — с теми же условиями.

…Адвокат автосалона утверждала, что эта версия договора — для юридических лиц, которые не подпадают под действия закона «О защите прав потребителей». И предположила, что Владимир сам выбрал для себя этот вариант.

— Есть два вида договоров: для юридических и физических лиц, — пояснила суду сторона защиты. — Образцы обоих вариантов висят на стенде в «Уголке потребителя» в салоне, покупатель мог бы подойди и сравнить их.

К слову, эта же версия прозвучала и в ответе «Панавто-Юг» Владимиру: «Договор был заключен на выбранных вами условиях». Но на вопрос судьи, зачем же покупателю специально выбирать ущемляющие собственные интересы вариант, представитель автосалона ответить не смогла.

Между тем сам Владимир рассказал, что его и не спрашивали о его предпочтениях: менеджер взял документы и через некоторое время принес уже подписанный договор. И предназначающийся ему как физическому лицу договор, образец которого представитель автосалона продемонстрировала на суде, увидел впервые.

Какие же условия в документе так обеспокоили правозащитников?

В договоре фирма оставляла за собой право в любой момент расторгнуть отношения с покупателем без каких-либо штрафов, что уже является нарушением ст. 310 ГК РФ: «Односторонний отказ от исполнения обязательств и одностороннее изменение его условий не допускается». А вот если сам покупатель расторгнет договор и откажется приобретать машину, «Панавто-Юг» забирало себе 25% аванса (не более 5% от стоимости машины). Причем оставшуюся сумму несостоявшийся покупатель получил бы только через пять дней после того, как выбранная им машина будет продана.

— Потребитель имеет право отказаться от товара в любое время до его передачи, — цитирует ГК РФ Юрий Тишуков, председатель экспертного совета при «ДАЗП», — и до передачи товара покупатель не обязан оплачивать никаких штрафов в случае отказа от товара.

Единственное ограничение, которое в договоре «Панавто-Юг» назначало себе, — это  неустойка за нарушения срока передачи машины оплатившему покупателю  — в 0.1%  от аванса за машину за каждый день. Тогда как по требованиям Закона РФ «О защите прав потребителей» покупатель должен получать 0.5% от этой суммы в день. Цифры вроде небольшие, но если посчитать проценты от стоимости хотя бы базовой модели машины — это почти 5 000 вместо 950 рублей за каждый день задержки.

Суд Первомайского района Ростова-на-Дону признал эти условия ущемляющими  по сравнению с правилами и законами в области защиты прав потребителей и обязал «Панавто-Юг» исключить их из договора.

…Между тем, по словам юристов, аналогичные договоры предлагаются во многих автосалонах Ростовской области, особенно если выбранный покупателем автомобиль находится не на «витрине». Причем доказать это крайне сложно: покупателю сперва предлагают заключить подобный документ, страхуя себя от штрафов и отказов от пригнанного в место продажи автомобиля. А уже в момент передачи самой машины — оформить отношения заново. Новый договор, соответствующий всем нормам, идет на регистрацию в ГИБДД, а старый уничтожается — доказательств нет, только слова самих владельцев машин.

Что еще раз доказывает: даже приобретая очень дорогой товар, наши покупатели не всегда удосуживаются заглянуть в обязательный для каждого магазина «Уголок потребителя» и перед подписанием обязательства на крупную сумму полистать защищающие его законы. 

Это решение Первомайского районного суда касается и тех покупателей, которые ранее приобретали автомобили в «Панавто–Юг». Поэтому если при исполнении указанных условий договора они понесли какие – либо убытки, они вправе потребовать их возмещения с «Панавто–Юг», ссылаясь на данное решение.