Изобретать новые способы обмана «мобильным мошенникам» помогают возросшие технические возможности сотовых телефонов. Отшумела поразившая всех история с хакером, транслировавшим порнофильмы на видеоэкраны в центре Москвы.

Больше всего удивляет здесь то, как глупо распорядился компьютерный гений своим талантом: желая «повеселить народ», стал фигурантом двух уголовных дел с перспективой двухлетнего заключения. Но еще этот случай доказывает — мы живем в мире, о котором знаем не все. Раньше мошенники, обманывая абонентов сотовой связи, играли на доверии и тревоге за близких (классический случай — «Мама, срочно положи деньги на номер такого-то телефона»), теперь они научились использовать веру людей в технический прогресс и привычку к удобству использования различных функций мобильника.

В материале Людмилы Мельниковой «Куда делись мои деньги» в одном из недавних выпусков «Клуба потребителей» речь — о мошенниках, снимающих небольшие суммы со счета абонента мобильной связи без ведома владельца. Сейчас речь пойдет о ситуациях, где ущерб может быть на порядок выше. Но в этих играх обманщикам без помощи жертвы не обойтись.

Специалисты по переводу

— Мужчина извинился за беспокойство и сказал, что по ошибке положил 10 долларов на номер моего телефона. Эту сумму он попросил перевести ему обратно с помощью услуги «мобильный перевод». Ждать, пока я найду ближайший терминал, у него, по его словам, не было времени. Перевод денег с номера на номер можно сделать, даже не прерывая разговор, — для этого нужно набрать определенную комбинацию символов и цифр, на чем и настаивал мой собеседник. Я сказал, что подумаю, и прервал связь.

Эта история произошла с моим знакомым. Закончив разговор, он действовал, как в учебнике: позвонил на справочный телефон оператора и спросил, что нового предлагает действительность по части мобильных мошенничеств. Оказалось, что складывающаяся ситуация и правда развивалась по сюжету «кидалова».

— Говоря, что перевел мне деньги, собеседник не врал, — объясняет приятель. — Как раз когда я закончил разговор со справочной службой, мне пришло SMS-сообщение о поступившей на мой счет сумме в 10 долларов. Обман был в другом. После команды перевода денег он стал бы уверять меня, что платеж не прошел, и просить повторить. На самом деле оба платежа проходят, и на счету у мошенника оказывается сумма в два раза больше той, которую он перевел «по ошибке».

Бывает и так, что набрать комбинацию цифр, избавляющих вас от лишних 10 долларов, просит человек, представляющийся сотрудником технической службы. Он сообщает, что происходит перенастройка сети и нужно перевести телефон на новые параметры. Эта информация может прийти и в виде SMS-сообщения. Помните: реальные настройки сети совершаются незаметно для пользователя.

Ловцы Сетью

Ряд новых способов облегчать мобильные счета подарил мошенникам Интернет. Месяц назад пользователей всемирной Сети взбудоражила новость о новом виде электронного вымогательства — вирусе trojan.winlock, блокирующем жесткий диск. На черном экране компьютера появлялась надпись, угрожающая гибелью информации в случае выключения машины и требованием послать SMS на указанный номер «для получения кода разблокировки». Код — блеф, а вот сумма в 800 рублей, ушедшая со счета абонента после отправки SMS, — реальность. Вылечить жесткий диск в этой ситуации можно, только присоединив его к «здоровому» компьютеру с мощным антивирусником.

Возможность выходить в Интернет с сотовых телефонов тоже теперь облагается данью. Относительно новый вариант отъема денег — «открытка от друга». На телефон приходит сообщение: «Вам подарок», «Вам подарок от друга» или «Вам пришла открытка», внутри сообщения – интернет-ссылка. Открывая ссылку, вы, как правило, ничего не находите. Но через некоторое время на ваш телефон начинают сыпаться какие-то маловнятные новости, игры и требования «продлить подписку». За каждое такое сообщение со счета снимается 100-200 рублей. Дело в том, что, пройдя по ссылке, вы подписываетесь на мошенническую рассылку. Аналогичный вариант — SMS-сообщение с предложением «скачать хорошую песню за 10 рублей». Песня, может, и уложится в эту сумму, но входящие SMS впоследствии обойдутся дороже.

Еще об одном способе рассказал коллега-журналист. На одном из интернет-сайтов его заинтриговал баннер: «Узнай тайну своей фамилии. Стоимость SMS — 9 рублей». Почему бы не узнать тайну за такую-то скромную цену? Коллега отправил сообщение на указанный номер. Ответное послание его несколько удивило. «На вашем счете, — едва ли не с презрением звучало в ответе, — недостаточно средств для оплаты услуги». На счету было около 40 рублей. Вероятно, если б их было «достаточно», «тайна фамилии» влетела бы в копеечку.

Впрочем, здесь мы приближаемся к новой обширной теме — сколько есть способов заставить абонента раскошелиться с помощью короткого номера.

Короткий номер помнится долго

Кому принадлежат короткие номера, которые порой, как Бермудский треугольник корабли, без следа поглощают денежные средства граждан? Их у мобильных операторов покупают поставщики развлечений и всевозможной программной начинки для сотовых телефонов — контент-провайдеры. Среди них есть честные и нечестные.

Фантазия последних работает безостановочно. Реклама услуг, не существующих в природе, пробилась даже на ТВ. Одним из последних изобретений провайдеров-иллюзионистов стал так называемый мобильный сканер: программка, с помощью которой сотовый телефон с камерой якобы позволяет видеть окружающих без одежды. Этот воздушный замок пришел на смену уже устаревшей идее «чтения чужих SMS», которая в такой же степени технически нереальна.

Способы попроще — не указывать реальную стоимость SMS-сообщения или звонка на короткий номер; пусть абонент удивится обнулению счета после окончания разговора. Всевозможные викторины, «поучаствуй в конкурсе и выиграй», «пошли SMS на этот номер — получи 3$» — из того же разряда моментального лохотрона.

Участие операторов мобильной связи в пресечении действий мошенников и мера их сочувствия пострадавшим различны. По словам руководителя службы безопасности бизнес-подразделений по Южному региону ОАО «ВымпелКом» («Билайн») Артемия Костаняна, для растор­жения договора с контент-провайдером достаточно одной жалобы абонента, если действия провайдера вышли за рамки договора. Компания МегаФон ответила, что видит свою задачу в предоставлении услуг связи, «а разбирательства конкретных случаев так называемого мобильного мошенничества — прерогатива правоохранительных органов». Ростовская пресс-служба «МТС» говорит, что «жесткие санкции» по отношению к партнерам применяются «при подтверждении факта мошенничества».

Подтверждение факта мошенничества может споткнуться о предосторожности, предпринятые обманщиками. Например, при рекламе очередной нереальной услуги где-нибудь в углу экрана мигает еле видная надпись «игра». Или в договоре, выложенном на сайте провайдера (этот договор автоматически считается заключенным при оплате услуги), написано, что «услуга считается предоставленной после отправления SMS-сообщения». И так далее и тому подобное.

Чтобы знать

Проверить, существует ли данная услуга (викторина, розыгрыш) и какова ее реальная стоимость, можно на официальном сайте оператора сотовой связи либо по справочному телефону. Для абонентов «Билайн» это номер 0611, а узнать о способах мобильного мошенничества можно по номеру 068044 и на сайте www.safe.beeline.ru. Телефон справочной службы «Мегафона» 8 928 2 000 000 и короткий номер 0500. Для абонентов «МТС» короткий номер для справок — 0890. Также они могут уточнить стоимость услуг с помощью функции «Инфоконтент» — отправив SMS с текстом «?» на короткий номер той или иной услуги.