Как-то Баба Яга и Леший решили заняться бизнесом. Нарвали у обочины трав, кое-как расфасовали и принялись продавать лесному люду как зеленый чай.

Покупатели, разумеется, после такого «чая» заболели. А все потому, что не проверили у горе-продавцов необходимые документы и не узнали, а можно ли этой нечисти вообще заниматься торговлей.

Примерно в такой «сказочной» форме для учеников многих школ нашей области проводились открытые уроки по защите прав потребителей. Это совместный проект министерства образования и минэкономики, торговли и внешнеэкономических связей РО. В качестве консультантов приглашались сотрудники Роспотребнадзора, администрации и министерств, а также представители общественных организаций.

— Сценки, театр, ролевые игры… Похожих друг на друга уроков в школах не было, — рассказала Татьяна Русланова, начальник отдела услуг управления потребительского рынка минэкономики РО. — Преподавателям «на откуп» были даны не только сценарии таких уроков, но и тематика. Поэтому уроки получились достаточно разнообразными: затрагивались проблемы, которые могут возникнуть не только в торговле, но и при предоставлении медицинских или транспортных услуг.

Например, учителя играли со школьниками: кто-то был водителем, остальные — пассажирами экскурсионного автобуса. Как обезопасить себя? Просто купить билет и поехать — рискованно, детям на примерах доказывали: нужно хотя бы поинтересоваться, есть ли у водителя права, а еще лучше — разрешающие проводить экскурсии для несовершеннолетних документы.

Для ребят постарше урок ЗПП прошел в форме дискуссии. В школе № 20 Ростова-на-Дону одиннадцатиклассники встречались с Алексеем Селезнем, руководителем Ростовского филиала общества по защите прав потребителей образовательных услуг.

Можно ли опротестовать результаты ЕГЭ? Как поступить, если уже при подаче документов в приемной комиссии вуза сразу «советуют» поступать на платное отделение? Во время обсуждения достаточно важных для будущих выпускников проблем стало заметно: ответы на свои вопросы ребята редко ищут самостоятельно.

— Они не привыкли, что самим нужно защищаться и отстаивать свои права, — делится своими наблюдениями Алексей после встречи с учениками. — Думают, что проблемы или их не коснутся, или все конфликты кто-то будет решать за них, например, родители.

Даже положенные бесплатные школьные консультации школьники считают чем-то мифическим. И то, что это не только факультативы для «олимпиадников», но и по праву положенная им возможность заполнить пробелы в своих знаниях, особенно перед ЕГЭ, знали единицы. Хотя, к слову, такие занятия проводятся в их школе, как и во всех остальных, регулярно.

Активно обсуждая вопросы поступления в вузы, ребята не решаются задать более щекотливые вопросы, касающиеся их прав в школе в настоящий момент. Хотя на этом занятии они остались наедине с юристом, без учителя. Оценивать учебный процесс как предоставляемые услуги для них — ново. О том, что взаимоотношения с педагогами им стоит строить не только с точки зрения обладающего особыми правами несовершеннолетнего, но и потребителя, для многих стало неожиданным открытием

Хотя стоит отметить, что основы потребительского права у школьников уже имеются. И будущие выпускники, и ученики младших классов знают, что нужно внимательно читать договор, требовать и сохранять чеки. Задача таких уроков — не только обучить ребят правильно вести себя при покупке товара или получении услуги. Через детей можно донести эти знания до их родителей, которые в настоящий момент являются основными потребителями. Во многих школах такие занятия проводятся регулярно, в планах — ввести подобные уроки как факультатив для всех школьников нашей области. Поэтому взрослым в магазине стоит прислушаться к совету своего ребенка: возможно, он знает о правах покупателя даже больше, чем вы.