На что по закону мы можем рассчитывать, оставляя на хранение свои вещи? Что делать, если они вдруг пропали? Каждый день нам приходится оставлять свое имущество под чужим присмотром.

В супермаркете мы либо вручаем свой пакет или сумку человеку за стойкой, либо запираем в ящик-ячейку. В театре или музее освобождаемся от плаща или куртки. В кафе или ресторане вешаем верхнюю одежду на вешалку, и так далее.

Неплохо бы знать, какими правами мы в этой ситуации обладаем. В этом помогает разобраться юрист, специалист по гражданскому праву Ольга КУРГАНОВА.

Поставил вешалку — отвечай за пальто!

— Обычно услуга хранения вещей выступает как дополнительная по отношению к другим услугам, например, просмотра фильмов, когда человек пришел в кино, или к услугам общепита, — рассказывает юрист. — Предполагается, что с администрацией учреждения заключается в этой ситуации договор о хранении. Поэтому она регулируется не законом «О защите прав потребителей», а Гражданским кодексом РФ. Там есть Глава 47, которая так и называется — «Хранение». В ней описаны виды хранения, права и обязанности гражданина, сдающего вещь на хранение — в тексте он называется «поклажедатель», и хранителя. Это я говорю на тот случай, если в ситуации конфликта вам нужно будет подтвердить свои требования ссылками на закон…

— В каких случаях администрация организации, в которой мы оставляем вещи, отвечает за их сохранность?

— Во всех тех случаях, когда оборудует специальные места для хранения. Оформляя часть своей территории как пространство, где будут храниться вещи посетителей, учреждение берет на себя ответственность за то, чтобы сохранять эти вещи. Это актуально даже в том случае, если номерков не выдается – например, посетитель просто вешает куртку на вешалку. Пункт 2 ст. 924 ГК устанавливает, что правила, предусмотренные для хранения вещей в гардеробе, применимы также к хранению верхней одежды, головных уборов и иных подобных вещей, оставляемых гражданами в местах, отведенных для этих целей в организациях и транспорте.

— А насколько правомерна надпись — «За деньги и ценности, оставленные в карманах, администрация ответственности не несет»?

— Если речь идет о гардеробе, то она правомерна. Ведь в данном случае помещение оформлено для хранения «верхней одежды, головных уборов и иных подобных вещей», а мобильный телефон или, например, аудиоплеер, который может лежать в кармане, к таким вещам явно не относится. Но в ситуации, когда посетители хранят вещи в оборудованных ячейках, судьи делают вывод, что администрация в этом случае берет на себя обязанность по хранению, значит, она обязана возместить ущерб в случае кражи. Есть примеры таких судебных решений.

— Могут ли браться деньги за хранение?

— Могут. Но информировать посетителя об этом обязаны до сдачи вещи, а не постфактум. В той же статье 924 говорится, что «хранение вещей посетителей в гардеробах предполагается безвозмездным, если только вознаграждение за хранение не оговорено или иным очевидным способом не обусловлено при их сдаче».

Вещь пропала. Что предпринять?

Предположим, вернувшись, вы не обнаружили своей вещи там, где вы ее оставляли. Администрация заведения не вступает с вами в конструктивные переговоры о помощи в поиске или адекватной денежной компенсации. Планы нарушены, а главное, непонятно, что теперь делать и в какие  инстанции  обращаться, чтобы справедливость была восстановлена.

Не теряйтесь. Да, сегодняшние планы, вероятно, придется изменить, потерянное, может, и не вернется, но шанс получить денежную компенсацию, по крайней мере, есть. Если сделать все правильно.

Прежде всего, объясняет юрист, надо обратиться в милицию. Набирайте «02». В правоохранительных органах зафиксируют ваш вызов, приехавшие сотрудники приедут, опросят присутствующих, соберут предварительную информацию. Таким образом, вся эта неприятная ситуация получит документальное подтверждение.

Далее, если есть такая возможность, стоит заснять на мобильный телефон или фотокамеру само помещение, себя с номерком от одежды, и еще — вывеску организации с  реквизитами. В общем, сделать самостоятельный «фоторепортаж» происходящего. Чем больше снимков, тем лучше.

За пропавшую вещь администрация должна заплатить ее полную стоимость.

— Две основные проблемы здесь: доказать, что вещь была, и доказать, что она стоила именно столько, сколько вы запрашиваете, — объясняет Ольга Курганова. — Подтверждением первого послужит номерок (или ключ от ячейки) и свидетельские показания. Поэтому вашим спутникам тоже лучше дождаться приезда милиции. А вот второе — стоимость вещи — доказать сложнее. Помочь могут чеки — если, например, вы делали дорогую покупку и сохранили чек…

Дальнейший этап — написать претензию на имя организации. Детали, которые должны быть в ней обязательно отражены: подробное описание вещи (или вещей), указание даты, когда вы были в данном учреждении, указание времени, когда вы обнаружили пропажу, ссылки на соответствующие статьи закона. К претензии следует приложить копию постановления о возбуждении уголовного дела, фотографии, сделанные вами, и копии чеков на покупку пропавших вещей, если они есть. Коль скоро положительного ответа в разумный срок не последует, далее ваш путь — в районный суд.

В главе Гражданского кодекса, посвященной хранению, говорится, что договор между хранителем и тем, кто сдает вещь на хранение, должен быть заключен в письменном виде. Но дальше идет уточнение: заменой письменного договора может быть выданный хранителем вещей номерок (или квитанция, расписка). Так что «номерной жетон» — так его называют в тексте закона — это документ, подтверждающий ваши права. Потеряв его, доказать право на владение вещью в спорной ситуации очень сложно, тут помогут только свидетели.