Как добиться компенсации ущерба, если из-за сбоя в электросети перегорела техника. Леонид Шипилов, председатель Ростовской региональной общественной организации «Донской союз защиты прав потребителей», с одной стороны, с другой — такой же потребитель, как и мы с вами делится личным опытом и призывает нас всех быть более активными в защите своих прав.

В один прекрасный, но ветреный день во дворе дома, где живет Леонид Петрович, веткой дерева оборвало провод с нулевой фазой. В результате скачка напряжения у некоторых жильцов дома пострадала техника: у кого-то микроволновка, у кого-то музыкальный центр, а Шипилов лишился принтера.

— Разумеется, я не собирался оставлять это просто так, — говорит председатель «Донского союза». — Пассивность вредит здоровью. Нужно отстаивать свои права, но прежде всего надо выяснить — в чем причина? Кто виноват? Поэтому первый совет — начните собирать доказательства. Выгляните во двор: если авария произошла в доме, обязательно приедет кто-то ремонтировать повреждение. Запишите номер машины, узнайте, что же случилось. Именно так я и поступил — вышел во двор, увидел машину предприятия «Электросети» и помог рабочим составить акт. Заодно узнал из первых рук, в чем причина аварии.

Узнать, что происходит, можно в аварийно-диспетчерской службе районных (или городских) электросетей. Еще один вариант: позвонить в свою управляющую компанию и попросить ее сотрудников приехать к вам и составить акт о нарушениях поставки электроэнергии. Они обязаны это сделать, согласно Постановлению правительства № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (Глава VIII, «Порядок установления факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления  коммунальных услуг ненадлежащего качества», ст. 72).

Если же дело было в ваше отсутствие или вам некогда заниматься ожиданием сотрудников управляющей компании, по крайней мере, запишите время и дату происшествия — хотя бы со слов соседей. Ведь они тоже пострадали. Их свидетельские показания будут вам серьезным подспорьем в отстаивании своих прав, они тоже являются доказательствами.

Самое очевидное ваше вещественное доказательство — это сгоревшая техника. Но технику в суд не потащишь и в приемную предполагаемого ответчика с ней тоже не явишься. Нужно получить документ, удостоверяющий, что прибор вышел из строя из-за скачка в сети и не подлежит ремонту. Если же технику можно отремонтировать, сделайте это, но прежде — обязательно заручитесь доказательствами причин, по которым она вышла из строя.

Сделать это можно двумя способами: либо обратившись в авторизованный сервисный центр, либо получив заключение эксперта в одном из экспертных бюро. Заключения эксперта «весят» для суда, например, больше, чем акт из сервисного центра, и в случае разбирательства суд может попросить вас обратиться к эксперту, если вы были только в СЦ. С другой стороны, даже если у вас есть заключение эксперта, суд все равно может вынести определение о повторной экспертизе. Наверное, обращение к эксперту стоит выбирать в том случае, если вы собираетесь ремонтировать технику, и доказательства вины ответчика, таким образом, исчезнут вместе с ремонтом. Обращение в СЦ — если техника, увы, совсем сломана и все равно «никуда не денется».

В том, что произошел скачок в сети, может быть виноват поставщик электроэнергии, если причина скачка — сбой в работе станции и сетей. В другом варианте это может быть управляющая компания, которая не следила за состоянием проводки, несмотря на то, что мы платим ей за это деньги. Причина может быть также в неправильной эксплуатации — например, к вашему дому подсоединился кто-то и крадет электричество, производя, скажем, сварочные работы.

— У вас должен быть договор с поставщиком электроэнергии либо договор с управляющей компанией, по которому она предоставляет вам коммунальные услуги (к коим относится и электроэнергия) и следит за состоянием инженерных коммуникаций. В моем случае вина управляющей компании была в том, что она не содержала в порядке двор, в частности, не обрезала ветви деревьев, которые грозили повредить воздушную проводку. Поэтому я обратился с претензией именно в управляющую компанию, — говорит Леонид Петрович.

Итак, третий этап — мы пишем претензию. Чем она отличается от обычной претензии, направленной в магазин по поводу плохого товара? Так же мы пишем ее в двух экземплярах — для адресата и для себя, так же посылаем по почте или просим принимающее лицо расписаться на нашем варианте претензии. Должны быть внятно изложены события, указано, какая именно техника пришла в негодность, стоимость покупки новой техники и стоимость диагностики — все это составит сумму ущерба, который вы просите возместить. Должны стоять подпись и дата.

Но есть еще кое-что, чем можно существенно упрочить свои доказательства. Это — свидетельские показания соседей. Ведь у них тоже «полетела» техника, и если они не собираются отстаивать свои права, по крайней мере, их свидетельство может помочь вам отстоять ваши. Вы можете указать подробно, какой ущерб понесли другие жители дома. Под этим они должны поставить свои подписи.

К претензии следует приложить копии документа о диагностике, чека на тот прибор, который сгорел, если есть какие-то документы, подтверждающие факт нарушения (например, составленный управляющей компанией акт), — тоже сюда. Не забудьте прибавить традиционную фразу, что в случае отказа добровольно пойти навстречу вашим требованиям вы воспользуетесь своим правом обратиться в суд.

— В моем случае до суда дело не дошло, — говорит Шипилов. — Не скажу, что в этом не было моих усилий. Офис управляющей компании находится рядом с моим домом, и время от времени, возвращаясь с работы домой, я заходил туда и спрашивал, как там обстоит дело с моим заявлением, или просил передать привет директору. Сумму, которую я требовал в претензии, выплатили мне месяца через два.

Но дело может дойти и до суда. Как говорится, «хочешь мира — готовься к войне». Надо настаивать, торопить и подталкивать. В Ростове и области есть значительный опыт выигранных дел по поводу поврежденной техники. Алгоритм мы вам предлагаем. Реализация — за вами.

Коллаж Ольги ПРОЙДАКОВОЙ