Как добиться компенсации ущерба, если из-за сбоя в электросети перегорела техника. Леонид Шипилов, председатель Ростовской региональной общественной организации «Донской союз защиты прав потребителей», с одной стороны, с другой — такой же потребитель, как и мы с вами делится личным опытом и призывает нас всех быть более активными в защите своих прав.
В один прекрасный, но ветреный день во дворе дома, где живет Леонид Петрович, веткой дерева оборвало провод с нулевой фазой. В результате скачка напряжения у некоторых жильцов дома пострадала техника:
— Разумеется, я не собирался оставлять это просто так, — говорит председатель «Донского союза». — Пассивность вредит здоровью. Нужно отстаивать свои права, но прежде всего надо выяснить — в чем причина? Кто виноват? Поэтому первый совет — начните собирать доказательства. Выгляните во двор: если авария произошла в доме, обязательно приедет
Узнать, что происходит, можно
Если же дело было в ваше отсутствие или вам некогда заниматься ожиданием сотрудников управляющей компании, по крайней мере, запишите время и дату происшествия — хотя бы со слов соседей. Ведь они тоже пострадали. Их свидетельские показания будут вам серьезным подспорьем в отстаивании своих прав, они тоже являются доказательствами.
Самое очевидное ваше вещественное доказательство — это сгоревшая техника. Но технику в суд не потащишь и в приемную предполагаемого ответчика с ней тоже не явишься. Нужно получить документ, удостоверяющий, что прибор вышел из строя
Сделать это можно двумя способами: либо обратившись в авторизованный сервисный центр, либо получив заключение эксперта в одном из экспертных бюро. Заключения эксперта «весят» для суда, например, больше, чем акт из сервисного центра, и в случае разбирательства суд может попросить вас обратиться к эксперту, если вы были только в СЦ. С другой стороны, даже если у вас есть заключение эксперта, суд все равно может вынести определение о повторной экспертизе. Наверное, обращение к эксперту стоит выбирать в том случае, если вы собираетесь ремонтировать технику, и доказательства вины ответчика, таким образом, исчезнут вместе с ремонтом. Обращение в СЦ — если техника, увы, совсем сломана и все равно «никуда не денется».
В том, что произошел скачок в сети, может быть виноват поставщик электроэнергии, если причина скачка — сбой в работе станции и сетей. В другом варианте это может быть управляющая компания, которая не следила за состоянием проводки, несмотря на то, что мы платим ей за это деньги. Причина может быть также в неправильной эксплуатации — например, к вашему дому подсоединился
— У вас должен быть договор с поставщиком электроэнергии либо договор с управляющей компанией, по которому она предоставляет вам коммунальные услуги (к коим относится и электроэнергия) и следит за состоянием инженерных коммуникаций. В моем случае вина управляющей компании была в том, что она не содержала в порядке двор, в частности, не обрезала ветви деревьев, которые грозили повредить воздушную проводку. Поэтому я обратился с претензией именно в управляющую компанию, — говорит Леонид Петрович.
Итак, третий этап — мы пишем претензию. Чем она отличается от обычной претензии, направленной в магазин по поводу плохого товара? Так же мы пишем ее в двух экземплярах — для адресата и для себя, так же посылаем по почте или просим принимающее лицо расписаться на нашем варианте претензии. Должны быть внятно изложены события, указано, какая именно техника пришла в негодность, стоимость покупки новой техники и стоимость диагностики — все это составит сумму ущерба, который вы просите возместить. Должны стоять подпись и дата.
Но есть
К претензии следует приложить копии документа о диагностике, чека на тот прибор, который сгорел, если есть
— В моем случае до суда дело не дошло, — говорит Шипилов. — Не скажу, что в этом не было моих усилий. Офис управляющей компании находится рядом с моим домом, и время от времени, возвращаясь с работы домой, я заходил туда и спрашивал, как там обстоит дело с моим заявлением, или просил передать привет директору. Сумму, которую я требовал в претензии, выплатили мне месяца через два.
Но дело может дойти и до суда. Как говорится, «хочешь мира — готовься к войне». Надо настаивать, торопить и подталкивать. В Ростове и области есть значительный опыт выигранных дел по поводу поврежденной техники. Алгоритм мы вам предлагаем. Реализация — за вами.
Коллаж Ольги ПРОЙДАКОВОЙ