Когда почитаешь жалобы покупателей в Сети, кажется, что нормально приобрести новый диван, шкаф, кухню попросту невозможно.

Покупка мебели – как обойтись без стрессов?

«Доставка длилась месяц», «кровать сломалась ровно на второй день», «привезли бракованную дверцу шкафа», «телефоны в магазине заняты либо не отвечают» — пишут люди, уже обжегшиеся на общении с мошенниками. Страшно!

Нет, не страшно. На самом деле, каждый день десятки и сотни людей покупают мебель и долго потом ею пользуются. Нужно просто соблюдать простейшую «технику безопасности».

Перед тем, как достать кошелек

Выбрать мебель, подходящую по цене, стилю, цвету и габаритам — дело непростое. И вот, наконец, в одном из магазинов вы вроде бы углядели желаемое. Если возможно, сдержите на время порыв приобретательства. Загляните в Интернет.

Интернет — эта наша глобальная книга жалоб. Люди, пострадавшие от недобросовестности продавцов, изливают здесь свой гнев, предупреждая других: «не связывайтесь с такой-то фирмой!». Наберите в поисковике название организации и добавьте, например: «отзывы», «потребитель». Выпадет ряд ссылок на сайты различных обществ по защите прав потребителей, на потребительские форумы. Ругают? Хвалят? Делайте выводы.

«Рычаги» для продавца

Хор жалоб на то, как мебель долго не могли доставить или везли-везли, а привезли некомплект, заставляет задуматься — как же контролировать ситуацию? Есть ли какой-то веский аргумент, которым можно убедить магазин поторопиться?

Да, такой аргумент есть. Вы, наверное, уже догадались – это договор.

— Мебель — это все-таки довольно затратная покупка, — говорит юрист союза защиты прав потребителей «Донской союз» Евгений Миронов. — Если покупка происходит без заключения договора, десять раз подумайте, прежде чем вступать в эту сделку — в будущем возможны проблемы. На покупку мебели заключается договор купли-продажи, на изготовление — договор подряда.

В нем должна быть информация о сроках передачи товара потребителю. Желательно также указать, по какому адресу должна быть осуществлена доставка. Обратите внимание — в рабочих или календарных днях исчисляется этот срок, советует юрист.

— Как правило, ответственность продавца за задержку поставки в договоре всегда гораздо ниже установленной Законом «О защите прав потребителей», — замечает специалист. — В этом случае следует знать, что при противоречии договора закону применяется норма закона. Пеня за каждый день задержки составляет 0,5 процента от суммы предоплаты (ст. 23.1 ЗоЗПП).

Кроме того, если мы заплатили продавцу по договору сколько следует, а мебели все нет, мы вправе требовать «деньги назад» вместе с суммой пени. Или — установить новые сроки, в которые товар должен быть доставлен (п.2 ст. 23.1 ЗоЗПП).

Есть еще одна норма, на которую можно опираться в отстаивании своих прав. Это глава 60 Гражданского кодекса РФ — «Обязанность возвратить неосновательное обогащение».

Если порвали, потеряли, сломалось

— Что делать, если при установке мебели повредили имущество хозяина — порвали обои или линолеум, испортили другую мебель или собственно покупку?

— Немедля фотографировать, заактировать повреждение в присутствии свидетелей, попросить виновника подтвердить факт повреждения подписью в акте, если откажется — также внести факт его отказа в акт и заверить подписями свидетелей. Это даст вам возможность написать претензию и потребовать возмещения ущерба. Размер ущерба должен определить независимый эксперт.

— Как поступать, если в привезенной мебели обнаружился некомплект? Люди пишут, что ждать какой-нибудь полочки или дверцы приходится месяцами!

— В таком случае не стоит подписывать Акт приёма-передачи товара. Если при доставке товара вы обнаружили в нём недостаток — например, отсутствие деталей, или производственный брак, не подписывайте документы. Ждать никогда ничего не стоит. Сразу пишите претензию в двух экземплярах на имя руководителя магазина.

— Бывает, что недостатки в мебели проявляются не сразу. Какую запись в Акте лучше сделать, если мы толком не знаем, как поведет себя мебель — на полку посуду не ставили, в шкаф одежду не вешали?

Акт приёма-передачи составляется в двух экземплярах, их следует подробно прочитать, в обоих актах следует сделать пометку обо всех имеющихся недостатках (если они несущественные) и отличиях товара от условий, указанных в договоре. В случае внешнего отсутствия недостатков так и стоит писать: «В день приёмки / сборки товара при внешнем осмотре видимых недостатков в товаре не обнаружено».

— С какими проблемами чаще обращаются к юристам? Легко ли их решить?

— Больше всего жалоб на недостатки, обнаруженные в течение действия гарантийного срока. Второе по частоте — нарушение срока доставки. Алгоритм решения возникшей проблемы очень прост: в досудебном порядке грамотно составляется претензия и адресуется продавцу. В случае неудовлетворения заявленных требований — либо обращаться в суд, либо смириться с ситуацией.