Разговоры о безналичной оплате за проезд в общественном транспорте Ростова ведутся уже года четыре. И вот недавно наши читатели стали замечать небольшие желтые коробочки, установленные на входе в некоторых ростовских автобусах. И тут же попросили корреспондентов «НВ» выяснить подробности.

Где и когда можно будет пользоваться новым способом оплаты?

В настоящий момент оснащение терминалами оплаты автобусов, трамваев и троллейбусов идет полным ходом, где-то к середине декабря можно будет уже заменить мелочь в карманах на пластиковую карту.

Оплатить картой проезд можно будет в любом общественном транспорте Ростова вне зависимости от формы собственности и маршрута. Только наличный расчет будет лишь в маршрутных такси.

Сохранятся ли льготы при такой оплате?

— Все льготы, предоставляемые гражданам, будут сохранены, — успокоил руководитель департамента транспорта Ростова-на-Дону Геннадий Клейменов. — Но только — для проживающих в Ростове, это городская программа.

Региональные льготники адресно будут получать бесплатные персональные проездные карты.

Федеральные льготники — приобретать проездные карты на общих основаниях, но каждый месяц им будет возвращаться часть денег за проезд.

Пассажиры, имеющие 50% скидку на проезд, получат персональные карты оплаты. Внешне отличаться от обычных они будут наличием фотографий владельца, а вот снимать с нее терминал оплаты будет лишь половину стоимости проезда. Пенсионеры должны обратиться в районные органы соцзащиты, где по заявлению им бесплатно выдадут эту  карту. А учащиеся смогут получить ее через общеобразовательные учреждения, но за саму карту нужно будет заплатить.

Где купить карту проезда?

Купить карту и пополнить баланс на ней можно будет в специальных терминалах, к середине декабря такие появятся на основных улицах Ростова.

— Терминал выдаст вам не только карту, но и чек. Обязательно сохраните его! — предупреждает Михаил Коршунов, гендиректор ООО «Ростовтранспорт». — По чеку вы сможете заблокировать счет, если потеряете карту. Или обменять карту по гарантии в течение 5 лет.

Первое время можно будет купить карты и у водителей. Они будут распространять специальные ознакомительные конверты, которые будут стоить 105 рублей. Внутри — карта оплаты (стоимостью 50 рублей), на балансе которой уже будет 50 рублей; чек на карту и подробная инструкция по пользованию (еще 5 рублей в стоимости конверта — организационные расходы).

Как пользоваться картой?

Достаточно просто. Просто поднести карту к терминалу оплаты, установленному на входе в автобус, троллейбус или трамвай. После того, как деньги с карточки будут сняты, прозвучит зуммер или фраза «Оплата произведена», и аппарат выдаст билет. Также можно будет рассчитаться за багаж, если он подлежит оплате (по вашей просьбе водитель одной кнопкой переведет терминал в такой режим).  

Если вы забыли карту или на ней закончились деньги — ничего страшного, можно оплатить наличными. Суть от этого не изменится: водитель, получив деньги, приложит к терминалу оплаты служебную карту и выдаст вам билет.

Турникетов, как в московском общественном транспорте, не будет: получив билет, ростовский пассажир беспрепятственно пройдет в салон. Билет стоит сохранять до конца поездки: безбилетный пассажир будет считаться не оплатившим проезд.

Зачем вводится такая форма оплаты?

Разработчики программы безналичной оплаты проезда в Ростове-на-Дону подчеркивают, что основная цель такого нововведения — безопасность дорожного движения. Ситуация, когда водитель принимает деньги, пересчитывает их, выдает сдачу и при этом уже ведет автобус, нередко приводит к авариям. Теперь водители будут заниматься лишь своими прямыми обязанностями.

Для транспортных компаний такие терминалы выгодны, они фиксируют конкретную сумму, которую водитель должен сдать наличными после смены. По примеру Москвы и Новосибирска, где уже ввели подобную систему, ожидается до 20% прироста выручки. Есть экономический интерес и для пассажиров: в дальнейшем появится разница между способами оплаты как минимум в один рубль — наличными дороже.

К слову, еще одна задача у таких терминалов — статистическая. Транспортные компании будут получать точные данные о количестве пассажиров поминутно, а значит, смогут куда успешнее рассчитать пассажиропоток. Например, надо ли вывести на линию дополнительные автобусы в час пик или сформировать новые маршруты движения.

Одновременно со стартом программы начнут свою работу сайт и «горячая линия», на которых можно задать интересующие вопросы и получить консультацию. Также в Ростове будут работать информационные центры, куда можно будет обратиться при возникновении проблем.

Федеральные льготники, имеющие право на бесплатный проезд в общественном транспорте:

—  герои Социалистического Труда,

— полные кавалеры ордена Трудовой славы,

— герои Советского Союза,

— герои Российской Федерации,

— полные кавалеры ордена Славы,

— ветераны (участники) и инвалиды Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Областные (региональные) льготники, имеющие право на бесплатный проезд в общественном транспорте:

— ветераны труда и приравненные к ним лица — ветераны военной службы, ветераны государственной службы по достижении возраста, дающего право на пенсию по старости,

— ветераны труда Ростовской области,

— реабилитированные лица, лица, признанные пострадавшими от политических репрессий,

— социальные работники, осуществляющие социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов на дому,

— дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обучающиеся в государственных областных образовательных учреждениях всех типов, в муниципальных общеобразовательных учреждениях.