Как разоблачили мебельного афериста, что заставляет установщиков металлопластиковых окон торопиться, где узнать о своих правах и чем коварны химчистки — вот неполный перечень тем, которые обсуждались на «круглом столе» «Защита прав потребителей бытовых услуг» в рамках потребительского форума.

Речь на нем шла, по сути, о… пиратстве. Есть пиратство интеллектуальное — когда нематериальные ценности вроде кино, музыки и компьютерных программ нелегально тиражируют, «роняя» их качество и грабя авторов. А пиратством в сфере услуг можно назвать присутствие на рынке «людей с улицы» — поставщиков услуг, не обладающих никаким юридическим статусом. Это не предприниматель и не общество с ограниченной ответственностью — просто дядя Вася, которому вы доверили сделать снимки школьного вечера или собрать мебель. К кому потом идти жаловаться, если с фото на вас смотрит зеленая немочь, а уголок шкафа отбит и линолеум поцарапан?

«Пиратами» недовольны предприниматели — потому что те отбивают у них 80 процентов клиентуры. Недовольны защитники прав потребителей — из-за отсутствия подтверждающих документов они не могут взяться за дело и теряют клиента. Недовольны чиновники — потому что очень тяжело объяснять обиженным людям, что, если вы платили частному лицу, предъявлять претензии некому.

Кто из нас, нанимая домработницу, или делая прическу, или пользуясь такси, не получал визитку со словами: «Вот мой телефон, звоните напрямую»? Таким образом у нас появляется «свой» таксист, парикмахер или уборщица, а фирма лишается дохода. Борются с этим по-разному. Кто-то по принципу ревнивого мужа: «узнаю — убью», а другие, наоборот — лаской. Фирма «Галактика», крупное предприятие по постгарантийному ремонту бытовой техники, старается работать «по-западному» — привлекать мастеров разными «бонусами», с одной стороны, но и строго контролировать.

— Когда мы пытаемся получить обратную связь, созвонившись с клиентом после ухода мастера, люди негативно реагируют на это, — делится директор фирмы Дмитрий Крылов. — Мол, зачем вы это выспрашиваете? Что за шпионаж? Это частная жизнь!

Крылов объясняет: это нужно для того, чтобы узнать, добросовестно ли делался ремонт, не злоупотребил ли мастер технической неграмотностью клиента и, кстати, не перебрал ли у него денег.

Однако вывеска фирмы и подписанные договоры еще не значат, что все будет на пять с плюсом.

— Люди ждали установки металлопластиковых окон месяцами, — рассказывает руководитель Волгодонской ассоциации защиты прав потребителей Татьяна Додонова. — Нюанс в том, что пеня за просрочку взимается со стоимости услуги. Но по договору люди платят только за окно, а установка окна производится бесплатно — «в подарок». Только очень уж долго этого подарка приходится ждать. Лишь после того, как прошли первые суды, и фирмы поняли, что пеня взимается со всей стоимости договора, положение начало меняться.

— Сдавая вещь в химчистку, всегда обращайте внимание на ее стоимость, которая проставлена в квитанции, — советует ведущий специалист отдела по развитию туризма и защите прав потребителей ростовской городской администрации Надежда Балакирева.

Специалист поясняет: при обработке одежду могут испортить. В этом случае фирма должна возместить потребителю ущерб. Но как быть, если вместо любимой дубленки у вас осталась бумажка с надписью «вещь б/у, ст. 2000 руб.»?

Первое же место по количеству жалоб устойчиво занимает мебель. В этой сфере нашелся даже свой Остап Бендер: предприниматель, который заключал договоры на изготовление кухонь и других модульных объектов, показывая клиентам неземной красоты слайды. Как выяснилось позже, они были позаимствованы у другой организации. Люди, сдавшие деньги еще в марте, до сих пор ждут выполнения заказа. Денег набралось в общей сложности на миллион. Фамилию авантюриста, хотя она прозвучала на форуме, попросили не называть — есть слабая надежда, что он все-таки выполнит заказы.

К сведению тех, кто еще не знает: в отделе защиты прав потребителей при Ростовской городской администрации рассматривают жалобы, дают бесплатные консультации, при выявлении нарушений обращаются в суды в пользу неопределенного круга лиц или информируют контролирующие органы. А для профилактики потребительских коллизий даже проводятся семинары. Записаться на них может любой по телефону 251-98-10.