Почти половина продающейся через интернет электроники не предназначена производителями для продажи в России или является подделкой.  Особенно — телефоны и фототехника. В случае поломки владельцы «серой» техники не могут обратиться в сервисные центры производителя за гарантийным обслуживанием или получить бесплатные программные обновления.

Эту проблему обсуждали на «круглом столе» в Торгово­промышленной палате России. По словам президента ассоциации торговых компаний электробытовой и компьютерной техники Александра Онищука, разница стоимости «серой» и «белой» техники достигает 70%. Этим и объясняется все возрастающая популярность интернет­магазинов. При этом контроля за деятельностью таких сайтов практически нет: статистика нарушений онлайн­продаж в Роспотребнадзоре не ведется.

Мало того, в российском законодательстве нет прямого запрета на торговлю не предназначенной для продажи на территории РФ техники или «копий» (имитаций) известных марок, если прибор в рабочем состоянии. Поэтому покупатель может разорвать договор купли­продажи на «серый» товар лишь в том случае, если сможет доказать нарушение права на достоверную информацию. То есть, если его заранее не предупредили, что за товар он приобретает. Как правило, обращаются с жалобами на такие покупки лишь когда продавец прекращает свое существование, и ремонтировать дешевую «серую» покупку уже некому.

Как определить подделку? Вместо заводской гарантию на такие товары дает сам продавец (от 2 недель на имитации до года — на настоящие, но не предназначенные для продажи в России). Проверить «оттенок» покупки можно через интернет­сайт производителя: у большинства крупных заводов там есть сервис, позволяющий сличить номер вашей покупки с базой данных. Но главным критерием, на который стоит ориентироваться, пока остается цена: покупка через интернет может быть дешевле на 5­-10% такого же товара в «реальном» магазине. Разница в 30­-40% — серьезный повод насторожиться.