Как выбрать рыбу в магазинах? В этом эксперты разбирались, закупив и распотрошив 15 представителей семейства «рыбные и морские продукты питания».

По санитарно-химическим показателям, содержанию бензапирена (наиболее сильный канцероген, образующийся во время копчения) и нитрозаминов (токсичное и канцерогенное соединение, образующееся при хранении рыбы из небелковых азотистых веществ и аминов), по радиологическим показателям претензий ко всем 15 образцам у экспертов не было. Ни в одном из закупленных товаров не было обнаружено несоответствия массовой доли соли или влаги. Но, к сожалению, безопасной оказалась не вся рыба. Так, неразделанный вяленый лещ от «Оранжерейного рыбокомбината» из Астраханской области не прошел «конкурсный отбор», нарушив все допустимые микробиологические нормы, также был нарушен допустимый уровень содержания… дрожжей.

— Это признак порчи товара, — комментирует врач по общей гигиене Сергей Алексеенко. — А значит, употребив такую рыбку, можно получить пищевое отравление.

Несоответствие по микробиологическим показателям эксперты нашли и в филе сома. Хотя производитель — фирма РА «Дельта Плюс» из Астраханской области — его и упаковал в вакуумную пленку, и заморозил, и глазировал на 15.7% (вместо положенных для рыбы 5%), но все равно уберечь не смог.

Видимо, тоже для подстраховки в мороженом филе минтая без кожи «Fish House» от ТД «Перекресток» из Орехово-Зуево глазурь составляла 20.5% от общего веса. Почти на грани приличия был покрыт глазурью свежезамороженный стейк из трески — всего на 9.8% вместо 5%. А вот рекордсмен по «воде» в упаковке — замороженный морской коктейль «Океан Вкуса» от санкт-петербургского «Ново-Мара»: при норме глазури для этой категории продукции в 8% ледяная оболочка «коктейля» составила 36.1%. Не слишком отстали варено-мороженые мидии «Море продуктов» из Краснодара: 28.1% вместо 8%. Варено-мороженые королевские креветки «Agama» от «Агама Роял Гринланд» из Московской области — 15.4% вместо требуемых для креветок 6%. Варено-мороженые креветки от «Альбатрос Си Фуд Продакшн» состояли на 18.3%  из глазури, а ведь слово «глазированные» вообще не стояло на этикетке этого товара.

К этикеткам и других образцов у экспертов тоже оказалось немало претензий. Они приобретали продукцию исключительно в упаковке, чтобы иметь полную информацию о «конкурсантах» (именно поэтому среди 15 образцов не оказалось ни одного товара из Ростовской области — таковых, подходящих под требования к участнику экспертизы в ростовских магазинах, специалисты центра так и не нашли). Однако более тщательный анализ показал: информацию для потребителя производители рыбной продукции не всегда отображают достоверно. Например, на этикетке продукта питания часто не указывается дата упаковки.

— Это не одно и то же, — поясняет Сергей Алексеенко. — Рыбу или креветки могли переработать еще в море, а вот когда упаковали, — еще вопрос. На этикетке должны быть обе даты.

За таким «грехом» была замечена скумбрия холодного копчения курской фирмы «Эст», карельская слабосоленая форель от санкт-петербургской «Асто» и каспийская вяленая вобла «Рыба-Хит отборная» от «Каспия» из Санкт-Петербурга. Последняя, к слову, заявляла о своей принадлежности к ГОСТу, но позволила себе лишнего: разместила на этикетке надпись «экологически чистый продукт» (что прямо запрещается ГОСТом во избежание дезинформации покупателя), а также установила свой процент отклонения от массы нетто в 5% (по ГОСТу — 2%). Стоит ли удивляться, что такое пренебрежение к деталям отобразилось и на качестве товара: не пролежав и половины своего срока годности, вобла заплесневела.

Кроме этого, специалисты обнаружили примеры просто небрежного обращения с установленными ГОСТом требованиями к информации для потребителя. Производители «дрожжевого» астраханского леща на упаковке нанесли две даты, не представив потребителю информацию о том, что они означают: то ли дату изготовления, то ли дату упаковывания, то ли конечный срок реализации. Кроме того, эксперты обратили внимание и на то, что вместо положенных слов «масса нетто» было указано неГОСТовское слово «вес». Мидии и атлантическая мойва «Балтийский берег» из Ленинградской области явно несли в себе вовсе не ту энергетическую ценность, что была написана на этикетке: эксперты посчитали, что производители просто… арифметически ошиблись при калькуляции итоговых цифр!

Во время закупки обнаружили и факт нарушения условий хранения в магазине, а ведь именно на это чаще всего напирают «проштрафившиеся» по результатам подобных экспертиз производители. Так вот, в магазине № 81 «Магнит» на пр. Шолохова продавцы хранили вяленого леща при температуре +1С, тогда как на упаковке значилось: от -8С до 0С. Казалось бы, мелкое нарушение, но если вспомнить указанные выше «погрешности» этого лещика…

— Даже такие незначительные нарушения технологии производства или условий хранения могут стать причиной порчи товара, — комментируют специалисты. — А значит, небрежные продавцы рискуют здоровьем своих покупателей.

Безупречными, с точки зрения экспертов Центра, оказались мороженая неглазированная горбуша «Золотая рыбка» воронежского «Синтеза», купленная в универсаме ТД «Перекресток» на ул. Зорге), слабосоленая кета ломтиками производства «Северо-Восточной компании» из Иванова (гипермаркет «О’кей» на ул. Малиновского), там же была приобретена еще одна победительница: горбуша холодного копчения марки «Рок» от санкт-петербургского рыбообрабатывающего комбината №1.