…На столе у экспертов я заметила знакомые книги. Вот, например, раскраска с наклейками «Лунтик» — частый гость в моем доме: дочка обожает эту серию. «Не прошла экспертизу по безопасности, — огорошила меня врач по гигиене детей и подростков Елена Тарасян.

— «Лунтик» оказался токсичным: уровень формальдегида в нем превышен в 1,4 раза. Да и по запаху это определить можно — так нормальная книжка не пахнет». Принюхалась. Да вроде бы обычный для детских раскрасок запах, я на него и внимания никогда не обращала… А ведь формальдегид — это опаснейший токсин! Как же получилось, что на прилавках оказалась такая книжка?

Независимая экспертиза книжной издательской продукции для детей, которую проводил департамент потребительского рынка РО в рамках областной программы по защите прав потребителей, выявила еще несколько недочетов, которые встречаются на книжном рынке Ростовской области. Опасных для здоровья, вроде пахнущего «Лунтика», проводившие экспертизу специалисты Центра гигиены и эпидемиологии РО больше (к счастью!) не обнаружили, но к девяти из пятнадцати образцов у них нашлись претензии.

Вот, например, еще одна любимая книга моей дочери — «Большая книга малыша» (ООО «Харвест», Минск), по которой она учится писать. Оказывается, тоже — не идеальный вариант: прописи в этой книге не соответствуют требованиям.

— Изображение букв и их элементов прорисовано в виде точек, а нужно — линиями или пунктиром, — поясняет эксперт. — Еще один минус данного образца: расстояние между направляющими строками прописей больше нормативов. Ребенку будет трудно правильно научиться писать и, привыкни он к такому формату, в школе могут возникнуть проблемы.

Экспертиза выявила печальную тенденцию: издатели стараются сэкономить на производстве детских книг, регулярно нарушая установленные требования для данной категории товара. Так, например, в «Сказках народов мира» из серии «Полная библиотека внеклассного чтения» (ООО «Стрекоза», Москва) слишком узкие размеры отступов на развороте. От такой «насыщенности» глаза сильнее устают — на странице книги, особенно детской, должно быть достаточно белого поля.  Так  же густо сверстан текст и в книге «Чудеса мира. Детская иллюстрированная энциклопедия» (ИК «Современный литератор», Минск). В этом случае издатель «ужимался» как мог: не соответствует российским нормативам еще и расстояние между колонками. Неправильным посчитали эксперты и «дизайнерское решение» — публикацию дополнительных текстов на цветном фоне — такая контрастность только мешает читать, особенно детям.

Кроме слишком мелкого для детских глаз размера шрифта (должно быть минимум 4,45 мм) и расстояния между словами (они должны равняться высоте буквы), в букваре «Спокойной ночи, малыши!» серии «Школа» (ЗАО «РОСМЭН-Пресс», Москва) эксперты обнаружили и очень узкий интерлиньяж — расстояние между строчками. По какой-то причине оформители учебника налепили строчки слишком близко одна к одной — в глазах рябит. Но как ни ужимались составители этой книги, они все равно не сумели вместить нужный им текст в положенный объем. В итоге букварь вместо требуемых для школьников младших классов 300 граммов  весил почти на сто граммов тяжелее. Аналогичные нарушения обнаружили эксперты еще в двух учебных пособиях для детей младшего школьного возраста. Так «Занимательная математика» (ООО «Издательство АСТ», Щелково) весила 463 грамма, хотя «ужималась» и в размере шрифта, и в расстоянии между слов. Нарушение обнаружилось здесь даже в начертании самих букв: для детских глаз буковки должны быть «рубленые» — это наиболее четкий шрифт, а не малоконтрастные, как в этом случае. К  слову, аналогичное нарушение обнаружилось и в раскраске «Учимся читать с Мальвиной» (ООО «Канц-Эксмо», Москва).

Верхом скупости издателя оказалась хрестоматия для детей младшего школьного возраста «Родничок» (ЧУП «Родиола-плюс», Минск). При слишком мелком шрифте и междусловном пробеле она утяжеляла бы ранец малыша на лишние 157 граммов. Хотя издатель, видимо, для облегчения веса, использовал вместо положенной белой офсетной бумаги газетную.

— Это еще и нарушение гигиенических требований, — прокомментировала эксперт. — Слишком серый фон уменьшает контрастность, буквы просвечиваются с другой стороны — сложно читать даже взрослому. Тем более что такая бумага легко рвется — хрестоматия быстро зачитается до дыр в прямом смысле.

Даже в том случае, где собственно текста минимум, издатель тоже может нарушить нормы. Например, в раскрасках — пожалев типографской краски на толщину линий. Для детей младшего возраста линия рисунка должна быть не менее 0,8 мм толщиной, а самая маленькая деталь для раскрашивания — не меньше 5 мм. Об этом забыло белорусское издательство «Современная школа», выпуская раскраску «Путешествие Кисточки» из серии «Веселые задания для малышей».

Выбирая книжку, задумайтесь, что важнее: несколько сэкономленных при покупке книги рублей или зрение малыша? Для заботливых же родителей расскажем еще один секрет, которым с нами поделились эксперты. К сожалению, с лета 2010 года на детскую книжную продукцию не выдаются санитарно-эпидемиологические заключения, свидетельствующие о соответствии санитарным требованиям. Однако многие издательства еще четыре года с гордостью имеют право заявлять о  полученном ранее санитарно-эпидемиологическом заключении о соответствии СанПинам. Экспертиза показала: те издания, которые указали данную строчку в своих выходных данных, нареканий у специалистов не вызвали. 

…Что до не прошедшего по требованиям безопасности «Лунтика. Наклей и раскрась»  от ЗАО «Эгмонт Россия Лтд», то, разумеется, никаких соответствий СанПинам производитель указывать не стал. Как и адреса типографии, где была изготовлена токсичная раскраска, ограничившись лишь лаконичным «отпечатано в Китае». На что я в свое время, как и все заботящиеся о здоровье своих детей родители, просто обязана была обратить внимание и отреагировать соответственно…