
Знаете ли вы, что такое «аннуитетные платежи»? Нет? А ведь наверняка сталкивались с этим понятием, если являетесь клиентом банка…
А
Специфические банковские термины
Треть банков недостаточно подробно рассказывают об условиях предоставлениясвоих услуг. Например, о том, что нужно платить комиссионные за перевод денег из Ростовской области в главный офис банка, где открыты счета для погашения кредита, изначально знали лишь 37,3% респондентов. Треть узнала об этом уже после заключения кредитного договора. Чаще всего в качестве нарушителей называли «Кредит Европа Банк», «Русский стандарт» и «Промсвязьбанк».
Анализ деятельности банков показал, что в 17 из них клиентам предлагают «кота в мешке» утаивают подробности размера кредита при заключении договора. Почти половина всех банков (45,1%) при заключении договоров не сообщают своим клиентам и о полной сумме выплат. Часто клиенты банков и вовсе не могут в полном объеме точно узнать даже самую элементарную информацию ни об исполнителе, ни о самой услуге такое нарушение обнаружили в 15 исследуемых банках. А в 9 банках и вовсе клиентам не предоставляют информацию о цене услуг в рублях.
В неприятных условиях
Исследователи выявили множество условий, ущемляющих права потребителей незаконные комиссии, пени, неустойки. «Балтийский Банк», например, не спешит уведомить своих клиентов о наличии ежемесячной комиссии в размере 0,2% за «осуществление расчетов по банковским счетам заемщиков», причем она начисляется постоянно от первоначальной суммы кредита (это
Ущемляя своих клиентов, для себя банки, напротив, прописывают в договорах простор для действий. Так, «Сбербанк РФ» наделяет себя правом в одностороннем порядке изменить ставку по своим кредитным продуктам, не ссылаясь при этом на изменения в законодательстве или официальной учетной ставки Центрбанка РФ.
Такую «вольницу» в той или иной степени позволяют себе большинство исследуемых специалистами банков. Особенно в вопросах, касающихся штрафных санкций. В некоторых банках в случае просроченной задолженности заемщику необходимо заплатить пеню 0,5% в день от суммы просрочки (это 182% годовых!). Кроме этого, некоторые банки оставляют за собой право в одностороннем порядке требовать от заемщика возврата всей суммы и назначить штраф, если клиент не выполнил это в течение 5 дней (здесь нарушением являются и сам факт разрыва договорных отношений, и сроки).
Особенно уязвимы клиенты банков, которые решились на досрочный возврат кредитов. Исследователи обнаружили, что в27,7% договоров кредитных услуг установлен мораторий на досрочное погашение кредита. Еще в 37,4% договоров возможность досрочного погашения существует лишь при условии выплаты всех начисленных процентов минимум за полгода. Иногда банки устанавливают планку по сумме досрочного погашения, например в «МДМ банке» минимум три ежемесячных платежа. В договорах этого же банка специалисты увидели и вовсе возмутительное условие: досрочно погасить кредит возможно только в дату ежемесячного платежа, а если он выпадает на выходной день, то сделать это в этот месяц невозможно (хотя оплата текущего платежа в таком случае производится на следующий рабочий день).
Кроме этого, в процессе оформления кредитного договора клиентам в 49,8% случаев навязываются дополнительные услуги. Например,
Особое внимание исследователи обратили на навязывание услуги по страхованию жизни клиента. В ряде случаев банки предлагают это как дополнительную услугу, которая бы ускорила выдачу кредита. О таком «условии, от которого сложно отказаться», рассказали 48,4% опрошенных клиентов «Сбербанка», 40,6% «ОТП банка» и 36,1% респондентов, бравших кредиты
Специалисты подсчитали: например, при сумме кредита в 25000 рублей стоимость «навязанного» страхования составляет 1400 рублей это дополнительные 36% годовых переплаты, от которых нельзя отказаться, иначе кредит вовсе не выдадут!
Анализируя анкеты и кредитные договора, исследователи выявили и вовсе вопиющую тенденцию: в 12,5% случаев клиентам предлагалось отдельно заплатить за то, чтобы их заявку побыстрее рассмотрели и более благосклонно отнеслись к их желанию взять кредит.
К слову, про «аннуитетные платежи». Это вариант кредита, при котором заемщики вынуждены первые год два оплачивать сначала все начисленные проценты за весь обозначенный в договоре срок и только потом «тело» кредита. Такой вариант вряд ли подойдет тем, кто рассчитывает досрочно погасить займ. Но узнают об этом люди, к сожалению, уже после того, как подпишут бумаги. Читайте договор внимательно и лучше со словарем и сборником законов РФ.
Многочисленные нарушения в сфере банковских услуг специалисты связывают и с тем, что клиенты просто не знают своих прав. Во время опроса в этом призналась треть респондентов.
Люди рассказывали исследователям о том,
Чтобы заемщики могли ориентироваться в сложных юридических тонкостях договоров, исследователи предлагают в каждом банке разместить информационную доску для потребителей финансовых услуг, где бы указывалисьне только информация об исполнителе и подробное описание услуг, но и обучающая информация о правах потребителей. Например, о праве свободноговыбора клиентом дополнительной услуги по страхованию жизни и глоссарий с расшифровкой терминов, используемых в тех или иных видах договоров.
Специалисты Ростовского технологического института сервиса и туризма провели масштабный социологический опрос. Исследователей интересовала степень защиты прав потребителей финансовых услуг. Опрашивали людей разного возраста и достатка в 20 муниципальных образованиях Ростовской области. Параллельно специалисты оценили деятельность 51 банка, работающего на территории нашей области.
95,3% опрошенных пользуются финансовыми услугами различных банков, в основном берут кредиты. И более 26% из них подтвердили они сталкивались с существенными нарушениями своих прав во время заключения кредитных договоров.

