Ростов — один из самых компактных городов-миллионников в России. Припарковать машину здесь сложно не только в центре, где сосредоточены офисы, университеты и магазины. Непросто найти место для своего авто и в спальных районах. Решают эту проблемы городские власти… закрывая официально работающие охраняющиеся парковки.

С этим столкнулся и обратившийся в редакцию «НВ» Сергей Кравцов. Более 20 лет он парковал сначала отцовскую «ласточку», а потом и свою собственную машину на стоянке № 18 на углу  ул. Тружеников и 2-й Краснодарской, принадлежавшей ростовскому отделению «Всероссийского общества автомобилистов». Не беспокоился: места всегда есть, машины охраняют. Так же были спокойны и сотни других автолюбителей. До последнего времени…

— Это была наша последняя стоянка, — рассказал зампредседателя «ВОА»  Валентина Мукина. — У нас отобрали все парковки, на которых мы работали в течение 32 лет. В конце 70-х тогда еще «Бюро технического обслуживания» (позже переименованное в общество автомобилистов) организовывало первые автостоянки в Ростове. Специально искали места, где бы и строительству новых зданий парковки не мешали, и спрос был…

«РГО РРООО «ВОА» не предприняло никаких мер по заключению договора аренды земельного участка на новый срок. На основании чего по истечении срока… департаментом было направлено уведомление арендатору о прекращении договора, — ответили на редакционный запрос в департамент имущественно-земельных отношений Ростова-на-Дону.  В департаменте архитектуры города массовое закрытие стоянок «ВОА» прокомментировали так же.

— Мы, как положено, за год до этого подавали документы о продлении договоров! Но именно архитектура города «заворачивала» нам документы по всем стоянкам без объяснения причин, — возмутилась таким ответам Валентина Владимировна. — В присланных уведомлениях нам сообщали: «В соответствии с п.2 ст. 621 ГК РФ договор аренды считается возобновленным на неопределенный срок на тех же условиях». А потом просто писали: «Арендатор отказывается от договора аренды» и требовали освободить земельный участок.

А подо что, собственно, так экстренно освобождаются места?

— Большинство автостоянок было размещено на перспективных строительных пятнах и закрывались по мере начала капитального строительства объектов, — пояснили в администрации Советского района Ростова.

Для закрытой в августе парковки на 2-й Краснодарской такое объяснение не подходит: под этим пятном проходят важные коммуникационные сети — стройка запрещена. А вот на месте закрытой год назад парковки «ВОА» по соседству (на 1-й Краснодарской), по официальным данным, действительно строится поликлиника Южного таможенного управления.

— Вот тут поликлиника строится, — показывает нам Валентина Владимировна пустырь. — Больше года назад мы освободили место — и что мы видим?

А видим мы на месте закрытой официальной парковки — работающую нелегальную. Никаких признаков начала строительства, даже какого-нибудь объявления нет. Зато присутствует пара десятков припаркованных автомобилей и собирающий «таксу» человек. После осторожных расспросов выяснилось: никаких разрешающих документов у него нет, чек взамен полученной за парковку здесь суммы он предоставить не может, и — что главное! — никаких гарантий сохранности автомобиля не дает. «Нет, ну я пригляжу, чтобы никто тут не буянил, не беспокойтесь», — заверил он. Вот и все гарантии…

А между тем к оснащению и условиям работы парковки есть немало требований. На стоянках «ВОА» они все соблюдались неукоснительно — общество автомобилистов в свое время само активно участвовало в разработке этих нормативов. Спрашивать такое с нелегалов — просто глупо.

Еще одна причина расторжения договоров, которую называли все инстанции, — задолженности по арендной плате.

— Да, такие проблемы у нас были — налог на землю в последнее время существенно вырос,  — признают в «ВОА». — Мы работали на пределе самоокупаемости, ни у кого помощи не просили, ни от кого ни копейки не получали. Работаем не на получение прибыли, а выполняем поставленные в уставе общества задачи. Мало того, выставленные в наш счет долги в суде мы «урезали» чуть ли не наполовину — в пересчетах были ошибки. Но все равно, пусть и не полную сумму, но платили! А что получает городской бюджет с «нелегалов»?

В апреле этого года, также по решению суда, закрыли стоянку около парка им. Революции. Мы поехали туда и убедились — «закрытая» стоянка работает: площадка у забора полностью забита машинами. Вот только кому теперь принадлежит?

Платит ли новый владелец арендную плату за землю в нужной ростовскому департаменту имущественно-земельных отношениях мере? Вопрос не праздный, ведь как минимум пожарные и санитарно-гигиенические требования, выдвигаемые к стоянкам,  новые хозяева не соблюдают. Вместо демонтированной будочки сотрудников «ВОА» новой обязательной «сторожки» так и не появилось. На ухоженном когда-то покрытии уже образовались ямы, в углу парковки  и вовсе зарождается свалка…

— Никогда у нас такого не было, — с болью наблюдала за разрухой Валентина Владимировна. — Ну чем, чем мы-то мешали? Большинство наших парковок находилось на местах, где даже одноэтажный коттедж не построить!

Еще летом ростовское отделение «ВОА» обратилось за помощью к губернатору Василию Голубеву, описывали последствия для «миллионника» от закрытия стоянок. Ответил все тот же департамент имущественно — земельных отношений Ростова-на-Дону: по налоговому законодательству снизить размер арендной платы на год за использование неразграниченных земельных участков для «общественников» невозможно.

Но ведь, кроме прямого снижения ставки, есть немало возможностей для административной помощи: субсидии, софинансирование… В городе существует программа «Паркинг», которая призвана снизить дефицит мест хранения автотранспорта. Но по причине того же дефицита территорий она ориентирована на строительство многоэтажных гаражей-стоянок. Такие из-за долгой окупаемости интереса инвесторов не вызывают. Да и автомобилистов — тоже, что доказывает полупустая многоярусная парковка около пригородного ж/д вокзала.

— Людям нужны небольшие охраняемые парковки около дома, куда бы они могли спокойно поставить свою машину на ночь, — поясняет зампредседателя «ВОА». — Никому не хочется портить газон, задымлять выхлопами детскую площадку. Автовладелец хочет как цивилизованный человек пользоваться парковкой, причем за «символическую» стоимость, которую может платить годами.

В данный момент в Ростове нормы по парковочным местам,  рассчитанным на каждого (!) жителя, соблюдаются разве что в строящейся еще Ливенцовке. Между тем количество автомобилей (как и количество угоняемых на нелегальных парковках) в городе растет с арифметической прогрессией…

P.S. Когда материал готовился к печати, появилось очередное доказательство актуальности написанного: более полусотни автомобилистов на улице Пушкинской утром обнаружили припаркованные во дворах своих домов машины с проколотыми шинами («Шиномонтажный флеш-моб» 22. 09.2011). А ведь когда-то в этом районе была охраняемая парковка…