А еще — торт «Тропиканка» от краснодарской «Виктории», «Полет» от ростовского «Банкет-Холла» и «Сметанный» от миллеровского ИП Федоренко. Это доказали результаты потребительской экспертизы, которую в рамках областной программы по защите прав потребителей провели по заказу департамента потребительского рынка РО.

Сахар, сливочное масло, молоко, сливки, какао, ядра орехов — такие продукты чаще всего используются при производстве тортов и другой кондитерской продукции. Они же — «прекрасное жилище» для размножения опасных микроорганизмов, если производитель или продавец нарушают санитарные правила.

Так и произошло с 4 образцами из 15 закупленных. «Тропиканка»  была «перенаселена» микроорганизмами в 1,6 раза больше нормы, «Прага» — в 4 раза, а «Сметанный» — в 5 раз! Кроме этого, «Прага», «Полет» и «Сметанный» приютили бактерии группы кишечной палочки.

Чаще всего это происходит из-за нарушения температурного режима хранения или транспортировки. К хранению у экспертов претензий нет: они фиксировали условия «возлежания» вкусностей на полках магазинов — все в норме. А вот с доставкой тортов в магазины, скорее всего, и возникли проблемы. Торты закупали в разгар жары, а добирались они до своих покупателей из достаточно удаленных для Ростова мест — возможно, по пути и испортились: в благодатной среде микроорганизмы (которые, к сожалению, всегда есть в продуктах) «расселились» выше нормы. Что до бактерий группы кишечной палочки, то их вообще не должно быть — данные микроорганизмы попадают в готовый продукт только извне: с грязных рук кондитеров, не прошедшего должную санитарную обработку оборудования, загрязнённого сырья. Это вина исключительно производителей.

Которые, впрочем, догадываются о собственном неблагополучии. Так, производители тортов «Прага» («Волга-Виво», Волгоград) и «Сметанный» в своем стремлении сохранить микробиологическую стабильность продукта пошли даже на обман потребителя: не указали на этикетке, что добавили консервант — сорбат калия.

— Однако они забыли, что консервант только тормозит рост и размножение  микроорганизмов, но не уничтожает уже существующие, что и подтвердили результаты испытаний, — пояснил врач по гигиене питания областного Центра гигиены и эпидемиологии Сергей Алексеенко.

Плохие новости и для желающих похудеть: точно рассчитать калории по представленной на этикетах тортов информации — не получится, этикетки врут о калорийности.

На 31% от заявленного более калорийный песочный «Медовик» с шоколадом от красногорского «Хлебпрома». На 21,5%  — торт «Трюфель» волгоградского «Агро-Инвест». На 12,2% —  «Творожное Искушение» от южного филиала «Окей».  Хотя встретилась специалистам Центра и обратная ситуация. В бисквитном торте «Фолье» от краснодарской «Ванили» калорийность на 19,4% ниже заявленной, в пирожном — на 19,8%.  В первом случае производитель пожалел жировые и углеводные компоненты сырья (сахар,  сливки, мука, конфитюр). Во втором случае ошибся в расчетах калорийности и одновременно нарушил рецептуру не в свою пользу: добавил жиры (по составу: растительные сливки и сливочное масло) на 104% больше заявленного! Чудеса ловкости проявили производители торта «Тропиканка»: недостающая часть калорийности за счёт белков (желток яичный, мука, сгущенное молоко с сахаром) была покрыта жировым сырьём (сливочное масло).

Из 15 образцов в 9 потребителю была предоставлена неточная информация о продукте. Чаще всего производители не писали, к какой группе пищевых добавок относятся те или иные «включения» в рецепт. Например, торты «Фолье» и  «Тирамису» содержат сорбиновую кислоту, но слово «консервант» на этикетке отсутствует. А производитель торта «Творожное искушение»  и вовсе неверно указал групповое наименование пищевых добавок Е1414, Е330, Е162, назвав их «фабилизатор».

Неграмотно составленные этикетки не только нарушали право потребителя на точную информацию о товаре, но и делали продукт потенциально опасным. Так, согласно этикетке творожного торта «Ассорти» Mirel от ростовского «Хлебпрома», лакомство может находиться в замороженном состоянии не больше полугода, а после разморозки подлежит продаже в течение 120 часов. А когда замороженный торт, собственно, был изготовлен, эксперты так и не нашли — от какого дня считать? На торте «Прага» изготовитель установил срок хранения: сохранять свой внешний вид — храниться — этот торт будет 5 суток, а срок годности у него какой? Это разные понятия. Скрыли от потребителя дату упаковывания изготовители тортов «Фолье», («Ваниль», Краснодар) и «Вишнево-шоколадный» («БОУН», Таганрог). Что особенно опасно для потребителей, не имели таких данных и неблагополучные «Тропиканка» и «Сметанный».

Всем предъявленным требованиям соответствовали слоёный торт «Наполеон» от московского «Кондитерско-булочного комбината Черемушки», глазированное печенье «Лотте чокопай» от «Лоте КФ РУС Калуга», вафельные торты «Миндально-кокосовый» от БКК «Коломенский», «Мишка косолапый» из московского «Серебряного бора». Наверно, потому, что в их составе и нечему было портиться: эти вкусности были без крема, а в рецепте не было ни сливочного масла, ни молока, ни яиц.

Выбирая торт к чаю, посмотрите на продукты, которые хранятся рядом с кондитерскими изделиями: поблизости не должны находиться пищевая и непищевая продукция, имеющая резкий специфический запах (рыба, товары бытовой химии).

Обратите внимание на этикетку. Во-первых, на требования по температурному режиму: обычно торты должны храниться максимум при 6ОС.

Во-вторых, смотрим на срок годности. Изделия без консервантов (сорбиновая и бензойная кислоты, а также их соли), без отделки кремом, с отделками белково-взбивной, типа суфле, сливочной, фруктово-ягодной и помадной хранятся не более 72 часов. Пирожное картошка — не более 36 часов. Изделия с заварным кремом, с кремом из взбитых сливок или с творожно-сливочной начинкой — не более 18 часов.

Обратите внимание на город производителя: «натуральный» торт издалека — потенциально опасен, особенно в жару.

И только сейчас смотрим на само лакомство. Оно должно быть целым, без разломов и щербинок, если кремовое — блестеть, ведь тусклый и невзрачный крем может стать сигналом просрочки.

Оцените упаковку: она должна быть чистой и непомятой. 

А вот отрезать кусочек любимого тортика продавца даже и не просите, а предложит сам — с возмущением отказывайтесь: санитарными нормами это запрещено

Тщательному досмотру экспертов подверглась и снэковая продукция: семечки, орешки и сушеные плоды. Осматривали придирчиво: именно такая продукция чаще всего является источником афлатоксинов — достаточно опасных для организма веществ. Поэтому независимая потребительская экспертиза была проведена и для них.

— При нарушениях условий производства и хранения орешки и семечки могут быть покрыты плесенью — это опасно для печени, — пояснила  специалист областного Центра гигиены Татьяна Сафонова. — Особенно часто это происходит при торговле на развес: на свежем воздухе такие продукты быстро портятся, так как содержат в составе большое количество жира, окисляющегося со временем (продукты окисления жира имеют неприятный вкус и запах). Также часто в снэковой продукции бывают посторонние включения, например, слишком много шелухи, скорлупы.

На этот раз — хорошие новости. Все десять образцов оказались безопасными — лузгайте и жуйте на здоровье. Только, опять же, внимательней изучайте упаковку. На ней — не без греха даже у «приличных» сухофруктов.

Три образца из десяти не признались, что содержат консервант диоксид серы. Содержали его «Ассорти из сухофруктов» («Баракат-Исфара», Таджикистан),  чернослив e-pitter (Нейшнл Рейзин Компани, США) и «Изюм золотой» («Караван-Продукт», Московская область, Павлово-Посадский район, с. Рахманово). Когда упаковывался изюм, эксперты не нашли. Что такое «сорбат калия» в черносливе — тоже (на самом деле это — консервант). А в упаковке сухо-фруктов специалисты обнаружили обман покупателя: прямо около названия товара были нарисованы плоды алычи, а вот в составе их нет).

Вопросы обеспечения права жителей области на приобретение качественной продукции находятся на особом контроле у правительства Ростовской области. Кроме проведения экспертиз качества продукции, в области с 1 октября этого года на сайте www.zppdon.ru начнет свою работу автоматизированный банк данных продукции «Сделано на Дону», который создается с целью стимулирования повышения качества товаров, в первую очередь, местных товаропроизводителей. На сайте будет продолжена работа по пополнению реестра поставщиков, допустивших выпуск некачественной продукции, с учетом результатов экспертиз этого года, — прокомментировал текущую ситуацию директор департамента потребительского рынка РО Андрей Иванов.