Схема упрощается, а проблем и вопросов — больше

С 1 января 2012 года вступит в силу  ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств…». Хорошие новости: процедура прохождения ТО будет упрощена. Бумажных хлопот — поменьше, пройти осмотр можно будет не только в пунктах ГИБДД, но и в обычных автосервисах при наличии аккредитации. На дорогах за отсутствие талона ТО автовладельцев больше не будут штрафовать.

Остальные новости — грустнее…

Аккредитовывать новых операторов техосмотра со следующего года будет Российский союз автостраховщиков.  С этого момента страховые компании станут выдавать ОСАГО только при наличии талона ТО. Не будут ли в такой ситуации потребителю страховых услуг навязывать дополнительные: «рекомендовать» конкретный автосервис для ТО и отказывать в страховке при талоне от «не той» фирмы?

— Назначать конкретную фирму для прохождения тех­осмотра страховая компания не имеет права, — пояснила директор южного филиала «Ингосстраха» Ирина Гордиенко на заседании межведомственной комиссии по защите прав потребителей РО, посвященной этой теме. — Однако на нас возложена другая функция — проверять подлинность данного талона. Ведь в новом законе установлена солидарная ответственность операторов техосмотра и водителей за неисправность автомобиля, которая привела к аварии. Если неисправность не заметил оператор, то причиненный ДТП ущерб возмещать будет он.

Покупать талоны ТО теперь будет бесполезно — всем водителям придется ехать на диагностику в автосервис. А вот к качеству услуг самих операторов­автосервисов у собравшихся специалистов — куда больше вопросов. Во­первых, новое законодательство разрешает проводить ТО тем фирмам, которые занимаются собственно ремонтом машин. Здесь возможны злоупотребления, тем более что за повторный осмотр выявленных ранее и отремонтированных недостатков водитель будет вынужден снова платить (20 бесплатных суток на «доработку» теперь не будет).

Во­вторых, уровень технической оснащенности и квалификации работников автосервисов в Ростовской области оставляет желать лучшего. По словам директора департамента потребительского рынка РО Андрея Иванова, из более чем двух тысяч фирм, занимающихся автосервисом, только треть имеют сотрудников соответствующей квалификации. О низком качестве проводимых услуг по техосмотру автомобилей заявляют и специалисты Центра стандартизации и метрологии РО: о какой качественной диагностике может идти речь, если даже из существующих сейчас 81 пунктов тех­осмотра при ГИБДД в области вовремя заботятся о поверке точности своей аппаратуры лишь 55?

Специалистов беспокоит еще один момент: хватит ли в должной мере самих аккредитованных автосервисов? Особенно остро эта проблема будет стоять для водителей из сельской местности. Так, например, в Советском сельском районе нет ни одного зарегистрированного автосервиса — где будут проходить ТО для страховки жители этого района? Тем более что если и существуют в сельских районах официально зарегистрированные автосервисы, то получать аккредитацию на техосмотр они не спешат. По новому закону требования к оператору техосмотра нехитрые: он должен иметь хотя бы на правах аренды «сооружения и средства технического диагностирования» и минимум одного технического эксперта в штате, а также  ежедневно передавать сведения о результатах проведения технического осмотра.

— Опрашивая руководителей фирм по автосервису, особенно в глубинке, мы слышим: «У нас нет нужного оборудования, нет специалистов», — рассказала Галина Чаплыгина, сопредседатель Донской ремесленной палаты. — Это не всегда так, просто фирмы не хотят нести обозначенную в законе ответственность в случае ДТП — вдруг «страховщики» сделают их крайними?

Опасность навязывания дополнительных услуг, большой шанс получить некачественную услугу и затрудненный доступ к услуге… Этот перечень возможных нарушений своих прав, с которыми потребитель может столкнуться при переходе на новый способ диагностики автомобиля ради талона ТО, дополняют сами представители фирм автосервиса:

— В Гражданском кодексе РФ существует понятие «публичный договор», которое обязывает обслуживать всех обратившихся в фирму клиентов, — поясняет Андрей Богословский, директор ООО  «Формула­РД». — А как мы сможем продиагностировать автомобиль другой марки, если все специалисты и аппаратура настроены на конкретные, продаваемые в нашем салоне? Или заставлять наших клиентов на гарантийном обслуживании ждать, если мы будем завалены заявками на ТО от сторонних людей… Пока что у бизнеса больше вопросов, чем ответов.

Но, главное, до сих пор неясно: будут ли коммерческие пункты технического осмотра вообще подпадать под действие ФЗ «О защите прав потребителей»? В действующей пока что схеме  на пункты ТО при ГИБДД этот закон не распространяется, хотя они фактически и оказывают платные услуги. Как автовладельцу вообще защищаться, столкнись он в реальности с опасениями специалистов, — пока непонятно.

Ответы на все эти вопросы чиновники и общественники с нетерпением ждут в изменяющихся сейчас подзаконных актах. Только в середине октября будет утверждена форма (в том числе и электронная) талона ТО. Тогда же станут понятны квалификационные требования к техническим экспертам в автосервисах, которые будут проводить техосмотр. А также — список процедур, по которым будут «гонять» машину во время осмотра: он может существенно сократиться по сравнению с существующим. И лишь после этого будет назначен «потолок», выше которого стоимость техосмотра у любого аккредитованного оператора ТО в регионе прыгнуть не сможет: сейчас ориентировочно называют максимальную цену чиновники в 2000 рублей, а специалисты — 3000­-3500 рублей.

Также еще два года, до января 2014­-го, наравне с аккредитованными РСА операторами, будут продолжать действовать пункты техосмотра при ГИБДД с неизменной стоимостью в 600 рублей — и это, бесспорно, еще одна хорошая новость нового закона.