В пригородных электричках не ездила давно, потому недавнее короткое путешествие из Ростова в Синявскую приятно удивило — даже не предполагала, что всего за несколько лет сервис пригородных перевозок так изменится к лучшему.

Возможность увидеть все своими глазами представилась благодаря пресс-туру, организованному для ростовских журналистов ОАО «Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания», что стало своего рода игрой под названием — «найди десять отличий».

Первое из них в том, что в регионах появились новые перевозчики — пригородные пассажирские компании, которые отвечают теперь практически за все: за подвижной состав, состояние и обновление электричек, составление маршрутов и число рейсов, за соблюдение расписания и многое другое…

Все, наверное, заметили, что здание Пригородного вокзала Ростова удивительно похорошело за последние годы. Ремонт преобразил его и внутри.  Залы ожидания с креслами — бесплатными, кстати сказать, потому что на московских вокзалах, например, если хочется присесть в ожидании поезда, надо пройти в специальный — платный! — зал, оборудованный креслами. А жалко денег — стой себе на здоровье… К счастью, московские вокзальные «ноу-хау» пока не добрались до Ростова, потому наши пассажиры в ожидании электричек могут не просто спокойно, но — бесплатно! — располагаться в креслах.

О билетных кассах разговор особый. Летом и в часы «пик» здесь — очереди, которыми все недовольны. Чтобы решить проблему, Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания расширяет сеть билетопечатающих автоматов, 16 таких устройств уже установлено здесь же, в залах вокзала, рассказал ее генеральный директор Андрей Лесниченко. Купить в них билет — примерно то же самое, что положить деньги через специальный терминал на сотовый телефон или заплатить за Интернет.

Cпециальные терминалы для оплаты билета

Еще одно нововведение на пригородном вокзале Ростова — турникеты, которые пропускают на перрон только пассажиров с билетами. Благодаря этому в электричках практически не стало посторонних людей — бомжей, продавцов  разных товаров, здесьтолько те, кому действительно надо ехать, отметила зам. генерального директора ОАО «Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания» Надежда Таращенко. Турникет, кстати, пропускает, когда вкладываешь билет в щель автомата правильно — со стороны штрих-кода, который и считывает устройство.

Журналистам раздают билеты до Синявской — конечного пункта пресс-тура.

Смотрю на цену — проезд от Ростова до Синявской стоит 50 рублей… Обычно претензии по поводу роста цен на железнодорожные билеты  пассажиры всегда адресовали РЖД. Кому теперь? Как оказалось, сегодня уровень тарифов утверждают областные власти по экономическому обоснованию, которое представляют им РЖД и пригородные пассажирские компании. И потому цены за проезд в электричке могут значительно отличаться в разных регионах России. Если сравнить зонные тарифы — стоимость 10 км пути, то окажется, что на Юге России они даже ниже, чем в других регионах. В московских и санкт-петербургских электричках он составляет примерно 27 рублей, в смоленских и калужских — 14-15, в сахалинских — 18. А в ростовских — 10. Утешит ли это тех, для кого билет от Синявской до Ростова за 50 рублей — дорого?

Быть может, компенсацией за тариф станут удобства путешествия? Для пригородных перевозок теперь используется новый электропоезд  отечественного производства, который сдан в эксплуатацию совсем недавно — всего год назад. С точки зрения экономики — это шаг вперед, поскольку на ЭД9Э (именно так называется электропоезд)установлено оборудование, которое позволяет экономить электроэнергию, потребляемую из контактной сети. Максимальная скорость — до 120 км в час. Под стать электропоезду — и новые вагоны. Широкие герметичные окна с тройным стеклопакетом, удобные кресла с мягкими сиденьями, приятное освещение. Комфортно, чисто, светло и тепло.

Раньше пассажиры были часто недовольны тем, что электрички не сопровождались нарядами полиции. Организовать такое сопровождение  невозможно физически — не хватит полицейских, объяснил Андрей Лесниченко. Однако пригородная пассажирская компания заключила договоры с частными охранными агентствами, сотрудники которых сопровождают рейсы, и в вагонах стало спокойно и безопасно.

Одного из таких агентов мы видели во время пути — он сопровождал кассира-контролера, который не только проверял билеты у пассажиров, но и «обилечивал» тех, кто не успел купить билет на остановочной площадке. Это, кстати, еще одно новшество — не штрафовать безбилетников, а продавать им билеты. Ведь нередко бывает, что человек впрыгнул в электричку в последний момент, просто не успев купить билет. Новый подход — без карательного элемента — позволил добиться удивительных результатов — «зайцев» в электричках не стало.

Журналисты — народ недоверчивый. Потому многие из моих коллег засомневались — всегда ли пассажиры ездят в таких чистеньких комфортных вагонах с вежливыми кассиром и охранником?  Или вагон подобрали специально для пресс—тура?

Новые вагоны

Как выяснилось из разговоров с пассажирами, в большинстве своем поездки проходят именно в таких комфортных условиях. Правда, случается, что попадаются и старые вагоны с деревянными скамьями. Это подтвердил и Андрей Лесниченко — примерно 35% подвижного состава — старые вагоны, но их со временем заменят новыми. Но только от пассажиров зависит,останутся ли сиденья в них чистыми и целыми, как и стены, на которых школьники и студенты не станут оставлять «автографы». В противном случае новые вагоны в скором времени мало чем будут отличаться от старых…

И еще одно удобство, о котором знают не все. С 1 января 2011 года электрички Северо-Кавказской пригородной пассажирской компании перевозят пассажиров в южные и северокавказские регионы — в Ставропольский край, Дагестан, Кабардино-Балкарию, Северную Осетию, Карачаево-Черкесию и Чечню. Скоростные комфортные электрички с сиденьями, как в самолетах, движутся даже быстрее, чем скорые поезда. Не говоря о том, что стоимость проезда в них ниже, чем цены в плацкартных и — тем более — в купейных вагонах. Быть может, будущее межрегионального сообщения именно за пригородными поездами — электричками нового типа?