После прохождения в прошлом году участниками алкогольного рынка процедуры лицензирования в нашей области осталось всего шесть предприятий, производящих алкогольную продукцию. Кстати, водку никто из них не выпускает. Между тем в правительстве области рассчитывают, что количество акцизов от производства алкоголя и пива в этом году уменьшиться не должно. Почему? Ответ на этот и другие вопросы прозвучали на фестивале «Донские вина».

 ОАО «Цимлянские вина», ОАО «Миллеровский винный завод», ООО «Ростовский комбинат шампанских вин», ООО «Мариинский спиртзавод», ОАО «Янтарное», ОАО «Кагальницкий молокозавод» — в мероприятии приняли участие все нынешние участники алкогольного рынка региона. Фестиваль прошел при поддержке правительства области с участием представителей оптовых организаций, крупноформатных торговых сетей и общественного питания. Присутствовавшие могли не только познакомиться с условиями работы друг друга, но и попробовать все вина, ликеры или коньячную продукцию, выпускаемую предприятиями. Эксперты признали, что многим местным винам далеко до совершенства, но есть среди них и весьма достойные образцы.

— Когда дегустаторы не знают, что пьют, могут даже не понять, что пробуют вовсе не отменное французское или итальянское вино, а донское, — рассказал о своих наблюдениях Артур Саркисян, президент Союза сомелье и экспертов России.

Однако, отметили присутствовавшие, если купить бутылку хорошего донского вина за 500 рублей в Ростове еще можно, то в столице не стоит и пытаться. И объясняется это не только тем, что попасть на полки московских магазинов товарам из провинции непросто, но еще и предпочтениями россиян. Если рядом на витрине окажутся вина одинаковые по стоимости, но одно будет российское, а другое импортное, покупатель обязательно выберет последнее. Как считают эксперты, дело здесь все­таки в качестве самого вина. Не так уж часто наша винная продукция оказывается на высоте. Но это может сыграть и на руку донским производителям. Если они будут стоять на позиции качества своей продукции, то смогут легко занять места на столичных полках, тем более что в стране появился интерес к местным товарам. Особенно это заметно по ресторанной сети. Однако сегодня даже в тех из них, где представлена русская кухня, русских вин, как правило, нет.

— Но ведь даже если на бутылке написано, что оно сделано на Дону, сырье для его производства было все равно завезено из­за рубежа? — спросили журналисты на состоявшейся в рамках фестиваля пресс-­конференции.

Так бывает, но не всегда. Поэтому сегодня виноделы выступают за то, чтобы на бутылках в обязательном порядке было отмечено, из чего сделан напиток. Тогда покупатель будет знать, за что платит и что пьет. В правительстве области в свою очередь намерены поддерживать добросовестных производителей. Через СМИ планируется активно информировать население как о местах, где совершается нелегальный оборот спиртного, так и о наиболее качественных продуктах. С целью пресечения нелегального оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции продолжится работа «телефона доверия» в департаменте потребительского рынка. Разрабатывается проект областной целевой программы, направленной на выполнение задач, определенных концепцией государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения на 2013-2016 годы.

На фестивале отметили, что Донской край имеет продолжительную историю виноделия, более древнюю, чем некоторые районы Франции. Первые виноградники на нашей земле появились примерно в 8­м веке. Причем развитие виноделия шло в ногу с общемировыми тенденциями. Например, шампанское стали активно выпускать у нас тогда же, когда и во Франции (в 18­м веке), только рецептуру оно имело другую. А о качестве выпускаемых некогда нашими виноделами напитков можно судить и столетия спустя. По крайней мере, рассказывая о предпочтениях российской богемы своего времени, Пушкин пишет: «…да вот, в бутылке засмоленной, между жарким и бланманже, Цимлянское несут уже…» («Евгений Онегин», глава 5).

ОАО «Цимлянские вина», отпраздновавшие, кстати, в прошлом году 225­й день рождения своей продукции, намерены использовать богатую историю предприятия не только с целью привлечения новых покупателей, но и туристов. Это же интересно – посмотреть, каким было производство вина 100 или 200 лет назад, сравнить его с современными мощностями. Будет это лучшей рекламой и самому вину. Что больше говорит в пользу конкретного выбора, как не убеждение, что данный товар сделан из качественного сырья и с использованием лучших технологий?

В правительстве области очень надеются на развитие винных предприятий, ведь именно на них делается ставка при уходе с ростовского рынка производителей водки. Кроме того, летом этого года к алкогольной продукции начнет относиться и пиво, а значит, и его производители подвергнутся тем же процедурам, что и предприятия по выпуску крепких спиртосодержащих напитков. Однако в области надеются, что особых изменений это не повлечет. Крупнейший донской производитель пива — компания «Балтика» — предприятие на уровне, так что должно выстоять и в этих условиях, обеспечив и потребителей должным количеством напитков, и бюджет сбором акцизов не ниже прошлогоднего.