Уровень потребительских услуг в области — не на высоте. Как обстоят дела с качеством услуг для потребителей в Ростовской области, выясняли сотрудники Ростовского технологического института сервиса и туризма.

 Специалисты провели социологический опрос в девяти городах и селах области — более тысячи анкет.

— Наибольшие нарушения отмечены в сфере ЖКХ (66%) и организациях, предоставляющих медицинские услуги (55%), треть населения беспокоило качество бытовых услуг, — рассказала проректор по НР института профессор Лариса Минасян. — Меньше всего претензий к услугам банковским и туристическим, скорее всего из­за того, что пользуются ими куда реже.

Отдельно ученые просили оценить качество и цены услуг по пошиву обуви и одежды, ремонту техники, автомобилей и жилья, услуг химчисток и парикмахерских, работу туристических и культурных фирм.

Права­-то есть…

Один из самых важных документов при получении потребительских услуг — это чек. Однако опрос показал: платежные документы стали выдавать… реже, чем показывали аналогичные исследования прошлых лет. Потребители указывают: им предлагают чек лишь в половине случаев. Мало того, даже по требованию его могут не выдать, особенно в Азове, Аксае и станице Егорлыкской.

Между тем потребителю должны не только выдавать сам подтверждающий покупку документ, но и правильно его заполнять. Специалисты предположили, что для решения этой действительно серьезной проблемы стоило бы установить в офисах фирм информационные стенды с напоминанием и описанием, что именно должно быть в чеке. Но будут ли обращать на него внимание потребители?

Оказалось, примерно половина опрошенных вообще не интересуются информацией, предоставляемой предприятиями, а в селе Самарском и вовсе 63% невнимательных потребителей. Самыми внимательными потребителями оказались азовчане и жители Аксая, Батайска и Новочеркасска. Интерес к информации проявляет чуть больше половины ростовчан. Хотя и сами фирмы не всегда соблюдают закон: в Гуково и Новочеркасске 27% потребителей такой информации не находят.

Но когда дело доходит до защиты своих нарушенных прав, донские потребители все­таки проявляют свою активность: в общем по области только 28% респондентов даже не пытались отстаивать свои нарушенные права. Причем тут картина различается: в Новочеркасске покорно терпят нарушения 58% опрошенных, в селах — от 35 до 55% опрошенных.

По сравнению с прошлыми исследованиями, таких стало меньше, а знающих, куда можно обращаться за помощью, — больше. Так, к сотрудникам Роспотребнадзора в этом случае бегут 16% опрошенных (3% — в предыдущие года).

Что же мешает потребителям защищаться? Это хлопотное дело — считают 35% опрошенных. Еще почти треть опрашиваемых признались: они и не знают своих прав и, соответственно, куда можно обратиться за помощью. А 17% просто не верят в успех таких попыток. При этом наиболее эффективным путем решения такой ситуации потребители видят изучение основ потребительского права в образовательных учреждениях. Примерно половина опрошенных хотели бы, чтобы СМИ больше уделяло внимания этим вопросам. Еще один вариант, предложенный опрошенным — усиления контроля над предприятиями.

Фирмы

Сами организации, предлагающие услуги населению, твердо уверены: качество у них на высоте, цены почти не изменились, а большинство конфликтов с потребителями (которых, по их мнению, достаточно мало) решаются в досудебном порядке.

Но, анализируя документацию фирм, исследователи сделали невеселые выводы. Даже проживание в областном центре отнюдь не гарантирует потребителю соблюдения его прав на получение интересующей его информации об изготовителе или услугах. Так, только 26% предприятий по ремонту обуви вообще признаются потребителям, как они называются. 42% фирм, ремонтирующих мебель, не сообщают потребителям свой точный адрес. Информации о госрегистрации есть лишь у 42% сапожников и у 43% автослесарей. Используют кассовые аппараты и бланки строгой отчетности лишь треть сапожников и ремонтирующих технику и всего 22% автослесарей. Среди туристических фирм таковых лишь 8%.

Общий вывод, которые сделали социологи: по сравнению с прошлыми годами, ситуация в сфере услуг изменилась. Но все равно уровень соблюдения прав потребителей оставляет желать лучшего: как в крупных городах, так и в селах области. Все результаты исследования ученые передали в департамент потребительского рынка РО.