— Программа идет четвертый год, но почему я как потребитель не знаю телефона «горячей линии»? — в лоб задала вопрос организаторам областной программы по защите прав потребителей студентка ЮФУ.
— Мне кажется, здесь нужна более агрессивная реклама. Чтобы этот номер у всех от зубов отскакивал…
Подобных идей на прессконференции, посвященной работе данной программы, было предостаточно. Ведь, кроме журналистов, с представителями областного правительства, департамента потребрынка РО и общественных организаций пришли пообщаться и студенты из донских вузов. Ребята предлагали свои варианты действий, собственные наработки. Иногда задавали и достаточно провокационные вопросы типа «А когда вообще наступит торжество фразы «Покупатель всегда прав?».
— Идем в этом направлении, — заверил глава минэкономики РО Владимир Бартеньев. — Но если в торговле мы болееменее навели порядок, то в следующей по количеству нарушений сфере услуг — работы еще непочатый край, особенно среди услуг ЖКХ или транспортных.
Другой студент поинтересовался, куда эффективнее обращаться: в муниципальный отдел по защите прав потребителей, общественную приемную или в специализированную организацию.
— Куда вам удобнее, — пояснили специалисты. — Мы добились тесной взаимосвязи практически всех подобных отделов и организаций. Единственное, что следует помнить: услуги государственных служб, включая Роспотребнадзор, бесплатны, но требуют активной деятельности самого потребителя. Общественные организации частично освобождают от этого, но некоторые их услуги — платные. Помощь можно получить и в обычной юридической конторе, но там потребительское право — лишь один из множества аспектов деятельности, у специалистов может просто не быть существенного опыта в решении таких вопросов.
Кроме собственно вопросов по защите потребительских прав, коснулись ценообразования (на примере стоимости студенческих обедов — под овации аудитории), условий торговли на рынках, аналогов программы в других регионах. Но всетаки основной акцент, в работе с которым как раз и рассчитывает областное правительство на помощь студенчества, ставили на информационную поддержку потребителей и агитацию за саму возможность бороться за свои права.
Ведь «пробуждение потребителя ответственного» — одна из ключевых целей работающей вот уже четвертый год областной программы. Цифры подтверждают: при все уменьшающемся количестве плановых проверок бизнеса изза «антикошмарного» законодательства выявленных нарушений — все больше. И существенная помощь надзорным органам в обнаружении недобросовестного продавца или производителя — внеплановые проверки, инициированные по жалобам потребителей. Таких жалоб (и проверок по этим жалобам) за последний год стало больше — граждане «просыпаются». Еще один позитивный признак: все больше продавцов и производителей соглашаются урегулировать конфликты до суда. Как отметили специалисты: если потребитель может четко аргументировать свою позицию, противная сторона пасует и идет на уступки. Значит, надо вооружаться знаниями.
Это можно сделать:
- с помощью интерактивной обучающей программы на сайте zppdon.ru;
- по телефону «горячей линии» ЗПП: (863) 3010103 (для мобильного +79613010103);
- по телефону «горячей линии» Роспотребнадзора РФ 88001007417 или областной общественной приемной этого органа (863)2598834;
- выписывая и читая газету «Наше время» и ее выпуск «Клуб потребителей».
А 15 — 16 марта можно для решения своих проблем или повышения правовой грамотности посетить день открытых дверей для потребителей. В РостовенаДону по адресу: ул. 18я линия, 7а или ул. 7я линия, 67. Подобные консультационные пункты будут работать и в большинстве муниципалитетов области. Планируются в эти дни выездные лекции и флешмобы, ведь 15 марта во всем мире отмечают День защиты прав потребителей. В России сегодня еще один «профессиональный» праздник — двадцатилетие со дня принятия Федерального закона «О защите прав потребителей». Отмечать эти даты будет не только областной Роспотребнадзор: в защите потребительских прав в Ростовской области согласованно действуют десятки служб и органов разных уровней. И, разумеется, поздравить с этим праздником можно каждого из нас.