С 6 утра на Днепровском, 111, где располагается расчетно-кассовый центр Первомайского района и примкнувший к нему абонентский отдел Ворошиловского района, начинает формироваться очередь.

— Поставила счетчик воды — второй день пороги отбиваю. Сначала пришла в ТСЖ, потом какое-то письмо мне написали в «Водоканале», теперь вот здесь стою. Вы не думайте, я не безграмотная — позвонила сначала, сказали: с письмом, с заявлением и последними квитанциями приходить лично.

— У нас счетчик установлен, зарегистрирован. Но почему-то все до сих пор начисляют плату по тарифу, долг откуда-то появился — пришла разбираться.

— Начислили какой-то долг непонятный, позвонила ругаться — мне в ответ «Принесите квитанции за последний год, будем выяснять».

— А мне третий раз подряд одни и те же показания в квитанции присылают. Это что же, потом они очнутся и начислят мне долг с пеней? Нет, я не согласна на это!

По словам ожидающих приема, обычно очередь здесь занимают в 5-6 утра, ведь прием одного посетителя может занимать до полутора часа. «Пришла в прошлый раз в полседьмого, часа в три дня плюнула и ушла. Сейчас пришла к шести — надеюсь попасть на прием», — рассказывали корреспонденту «НВ». И изумлялись: зачем присоединили отдел Ворошиловского района к Первомайскому? Добираться по утренним пробкам людям сложно.

… Надо отметить, что в субботу 12-го, когда мы пришли сюда в первый раз, очереди не было: сидели лишь пару человек. Но уже на следующий приемный день, во вторник, к девяти утра — зал забит. Две лавочки не могут уместить тридцать человек, что пришли с квитанциями регистрироваться, разбираться и… скандалить. Пока ждут — нередко скандалят между собой: все устали, нервничают и боятся пропустить свою очередь.

Спешащую из одного кабинета в другой сотрудницу центра начинают обвинять в непрофессионализме. Та в ответ берет первые протянутые ей квитанции, рассматривает их и тут же выносит вердикт:

— Это не наша ошибка.

Снова крик. Как стихает, сотрудница центра поясняет:

— На каждой квитанции мы пишем: «Проверяйте точность расчетов и заполнение документов». По чеку видно: все деньги за газ, воду и электричество банк почему-то переслал лишь на одну позицию — газ. Почему вы не обратили на это внимание на кассе? Теперь будем делать перерасчет — ждите своей очереди у бухгалтера…

Сами же сотрудники районного расчетно-кассового центра в образовавшейся очереди не видят ничего необычного. По их словам, «наплыв» — из-за праздников, когда центр почти неделю не работал.

— Людям же не хочется, чтобы им воду отключили — вот и пришли сразу же, — поясняют они. — Еще такая ситуация бывает в первые дни после того, как мы печатаем новые квитанции — приходят разбираться. В остальное время здесь малолюдно.

— С недочетами организации работы отделов боремся, — заверил зам. главы МУП ЕИРЦ Кирилл Бондарчук. — Чаще всего приходят не согласные с расчетами клиенты — разбираемся. Конечно, бывают и компьютерные сбои, и неправильные расчеты, и ошибки при снятии показаний. Но такие случаи выявляются редко.

По словам Кирилла Евгеньевича, в большинстве спорных случаев куда легче не выстаивать очереди, а воспользоваться другим вариантом — написать на сайт http://www.eirc-rostov.ru. Здесь в разделе «Интернет-приемная» можно задать вопрос специалистам фирмы по поводу расчета предъявленных к оплате сумм за ЖКХ, формирования квитанции, пожаловаться на организацию работы участков, спросить о перерасчете или компенсации. С запросом или жалобой на плохое обслуживание можно обратиться к директору ЕИРЦ напрямую: написать письмо по адресу: 344082, Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 45/71 или по факсу (863) 269-55-12. Но если сотрудники сверят данные и посчитают, что в начислениях ошибок нет, действительно придется лично приходить в абонентский отдел и разбираться.

…Отдельная проблема, которая чаще всего и становится причиной очередей, — установка водосчетчиков. Данные об этом в ЕИРЦ поступают из «Водоканала», по словам сотрудников фирмы, еженедельно. А в «Водоканале» и вовсе ответили: документы об опломбировке и регистрации счетчиков специалистами организации направляются в ЕИРЦ и вовсе на следующий день после установки.

Но зачастую почему­то получается так, что расчеты по счетчикам начинаются через пару месяцев после опломбировки. Если документ о регистрации счетчика в «Водоканале» есть на руках, потом можно потребовать перерасчет — но это снова время и стояние в очередях. Поэтому некоторые граждане предпочитают самостоятельно принести документы об установке счетчиков в абонентский отдел — такая договоренность с «Водоканалом» у фирмы есть. Но — акцентируют внимание сотрудники расчетного центра — это не обязанность граждан, регистрацией счетчиков в ЕИРЦ не занимаются.

К слову, эта проблема жителей тех домов, которые оплачивают счета напрямую ресурсоснабжающей организации, в обход управляющей. В ином случае регистрация и опломбировка нового счетчика проводится специалистом УК или ТСЖ. Но и при прямых оплатах оформлением установки и постановкой на учет новых счетчиков могут заниматься по доверенности от жильцов управляющие жилым фондом организации: ТСЖ, ЖСК и управляющие компании — этот момент стоит обговорить на общем собрании собственников. Кроме этого, такие услуги часто предоставляют фирмы, устанавливающие счетчики.

Также можно проконсультироваться об установке и оформлении счетчиков воды или обратиться с жалобой на расчеты по телефону «горячей линии» службы единого окна ростовского «Водоканала» по телефону 8­800­302­40­40.