Теперь пиво и изготовленные на его основе напитки приравнены к алкоголю. А значит, на них также распространяется запрет на ночную продажу: с 23.00 до 8.00 следующего дня. Но это не единственное ограничение, которое приготовили законодатели для пиволюбов.
1 июля 2012 года вступили в силу очередные положения ФЗ № 218 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».


Пиво нельзя продавать на автозаправочных станциях, остановках общественного транспорта и в любом виде транспорта. Как и любой другой алкоголь, нельзя его приобрести в учреждениях культуры, спорта, образования или медицины и — внимание! —на прилегающих к этим учреждениям территориях. Эти ограничения не коснутся точек общепита.

Новые положения федерального закона продолжают борьбу с продажей алкоголя в объектах нестационарной торговли. Это ларьки, палатки, киоски, фургоны — все те «магазинчики», которые не имеют жесткой сцепки стен с фундаментом, присоединения к инженерным сетям и, главное, регистрации в юстиции. Спиртные напитки от 5% этилового спирта в готовой продукции здесь нельзя было продавать еще с прошлого лета. Хотя, как заметил директор департамента потребительского рынка РО Андрей Иванов, этот запрет очень часто нарушался. Теперь нельзя будет продавать и крепкое пиво. А с 1 января 2013 года — любые алкогольные напитки крепостью от 0,5%.

Еще один «удар под дых» для любителей алкоголя — повышение минимальной цены, это касается всех спиртных напитков. С 1 июля полулитровая бутылка водки должна стоить как минимум 125 рублей, такая же бутылка коньяка — не меньше 219 рублей, а цена бренди должна начинаться от 190 рублей за пол-литра. На все остальные алкогольные напитки крепостью больше 28% минимальная цена будет рассчитываться так: за каждый градус этилового спирта — 3 рубля 12,5 копейки. То есть минимальная цена алкогольного напитка крепостью 30% — почти 95 рублей. Цены на алкоголь, которые и были выше минимальных, измениться не должны — ставка акциза в июле не повышается. А вот с января следующего года по этой причине возможен существенный скачок.

Ограничения коснутся и рекламы алкогольной продукции. Она будет возможна только в печатных изданиях (причем не на первой или последней полосах) и в Интернете. А вот на ТВ — полностью запрещена, в том числе и на платных каналах. Нельзя будет размещать рекламу и на зданиях, кроме самих точек продаж алкоголем, на транспорте. Мало того, запрещается даже устраивать рекламные «стимулирующие» акции, если условием участия в нем будет приобретение алкогольной продукции. Исключение сделано только для так называемых «пивных фестивалей». В самой рекламе алкоголя (напомним, в это понятие теперь входит и пиво) не должно быть людей, животных и анимации.

В ближайшее время эти нововведения не сильно отразятся на объемах реализации пива — полугодовой «переходный период» позволит ларькам и киоскам отработать сезон. Но так как значительная доля палаток и ларьков выживает исключительно благодаря торговле пивом, с 2013 года новые ограничения существенно сократят сеть точек нестационарной торговли — это признают и в областном департаменте потребрынка.

— При планировании схемы размещения объектов нестационарной торговли на следующий год органам местного самоуправления стоит задуматься, нужны ли они в таком количестве, — отмечает Андрей Иванов. — Ведь в них возможны случаи нелегальной торговли пивом.

Сейчас по области — более 12 тысяч точек, которые занимаются продажей пива. Лицензии на розничную торговлю пивом пока не требуется, но с 30 сентября будет введена процедура декларирования такой торговли. Тогда, ожидают чиновники, информация будет точнее. Но и сейчас они уверены: подобных точек слишком много, поэтому о сокращении шаговой доступности алкоголя (в том числе и пива) особенно жалеть не будут.

Куда больше их беспокоит тот факт, что в Ростовской области есть целые городские поселения, где нет ни одного лицензированного торговца алкоголем. Во всеобщую трезвость в этих городах, разумеется, никто не верит.

— Мы готовы оказывать содействие в получении такой лицензии, — подтвердил сказанное еще месяц назад на тематической пресс-конференции директор по­требрынка РО. — Но к нам пока никто из торговцев за помощью не обращался.

Зато повысилось количество обращений самих граждан на телефон «горячей линии» 8 (863) 269-77-48, по которому все жители Ростовской области могут сообщать о фактах продажи алкогольной продукции с нарушением действующего законодательства. Совместные проверки сотрудников департамента и полиции, да еще и с привлечением СМИ подтверждают 9 звонков из 10. А вот если эти заявления перенаправляются в местный муниципалитет и районные отделы МВД — только 2 из 10.

Но сейчас чиновники ожидают еще большей активности населения: кроме новых поводов в виде изменения законодательства, теперь у сторонников трезвости появились новые рычаги — ужесточение наказания за нарушения правил торговли алкогольной продукцией. По ст. 14.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях за это предусмотрены достаточно серьезные штрафы, а при регулярном нарушении закона возможно и возбуждение уголовного дела.

Единственное, что смущает в нововведениях даже самих трезвенников: теперь алкогольной будет считаться пищевая продукция с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции вместо нынешних 1,5 процента. Получается, что и квас — тоже алкоголь? Как заверил Андрей Иванов, в ближайшем будущем Правительством РФ будет установлен перечень пищевой продукции, которая не будет относиться к алкогольной, несмотря на превышение порога по содержанию этилового спирта. Зато в эту лазейку уж точно не прошмыгнут и ненавидимые врачами и родителями коктейли и «энергетики», которые многие продавцы почему-то не считают алкоголем и спокойно продают детям.