Среди ночи запиликал сотовый — пришла SMS. Нашарила телефон под подушкой, читаю: «Мама, положи тысячу на этот номер. Не звони, объясню позже». Я покосилась на сопящую рядом пятилетнюю дочь, тихо выругалась и легла спать.

За пару минут до будильника — новое сообщение: таксофирма, услугами которой я никогда не пользовалась, порадовала меня новыми скидками. Пока я чистила зубы, на телефон пришло приглашение посетить новый салон мебели. Потом что-то пытался мне донести абонент по имени «Нокия», но полный текст явно не прошел. Когда же мне с обычного сотового номера пришло сообщение о том, что «ваша карта Visa заблокирована. ЦБ РФ. Справка по телефону 8(9083)…», мое терпение лопнуло.

Спам заказывали?

Как человек, знающий основы потребительского права, перво-наперво я обратилась с претензиями к непосредственному поставщику мне услуги — оператору сотовой связи.

В перечне рекламных SMS (их, по аналогии с интернет-рассылкой называют «спам», то есть мусор) попалось несколько сообщений от магазинов, в которых я оформляла скидочные карты и оставляла свой сотовый. Давала ли я разрешение на рассылку — уже и не вспомню, но их навязчивость надоела. Что делать?

— В этом случае абоненту следует обратиться к инициатору этих SMS — напрямую в магазин (по телефону или по электронной почте), — пояснили в пресс-службе Tele2 Ростов. — Телефоны обычно указаны на самих картах или на сайте организации. Также номер можно узнать в самом магазине. При звонке — попросить отключить SMS-рассылку на ваш номер.

Если же вы дел с навязчивой фирмой не имели — алгоритм действий тот же. Но в этом случае рассылка ведется уж точно незаконно, и абонент вправе подать в суд на компанию, которая рассылает SMS без его согласия.

Как вариант, можно внести «доставучие» номера в «черный список» телефона. При этом у некоторых операторов существует возможность не только блокировать номера телефонов, с которых рассылается SMS, но и, например, отправителей вида «taxi», «bank» и других.

А можно ли предъявить претензию за спам к самому оператору?

— Только в том случае, если оператор сотовой связи заключил договор на информационную рассылку. Например, такие договоры есть с МЧС России. В ином случае он лишь оказывает техническую услугу по передаче сообщения и к тексту SMS отношения не имеет, — пояснил руководитель консультационного пункта защиты прав потребителей областного Центра гигиены и эпидемиологии Николай Губин. — В современном законодательстве нет положения, обязывающего оператора сотовой связи отслеживать таких отправителей.

Осторожно, мошенник!

Сообщение про блокировку карты — это более серьезное дело. Вот только Центральный банк РФ (чьими инициалами было подписано SMS) явно не будет заниматься мной персонально, да и замаскированный под междугородний номер сотового несолиден для такой организации. Это — явное мошенничество!

— Ни в коем случае не перезванивайте по указанному в сообщении номеру! — предупредили в пресс-службе Tele2 Ростов. — В случае поступления такого SMS-сообщения необходимо обратиться в абонентскую службу вашего оператора или на «горячую линию» того банка, картой которого вы владеете (номер телефона обычно указан на банковской карте).

Как правило, служба безопасности операторов реагирует на подобные жалобы и перенаправляет их в правоохранительные органы. Однако для этого необходимо соответствующее заявление от абонента, причем не только в компанию-оператора, но и в правоохранительные органы.

Если же спросонок вы не разобрались и оказались жертвой мобильных мошенников (деньги уже были сняты при звонке или иным способом), необходимо обратиться в правоохранительные органы с заявлением о мошенничестве.

Сделать это можно, позвонив в органы внутренних дел по вашему месту жительства или по каналу 02. Потом, разумеется, надо не полениться и написать заявление. Даже если украденная у вас сумма незначительна, таким образом вы убережете других доверчивых граждан — подобными преступлениями достаточно эффективно занимаются оперативники отдела «К» ГУ МВД России по Ростовской области

Try and buy

Кроме «доставучего» спама, у абонентов бывают и другие проблемы. «Попробуй — и плати» — достаточно частая форма рекламы в информационной сфере: доступ на платные сайты, рассылка ежедневных гороскопов, мелодия известной песни вместо гудка, антиАОН. Обычно абонентам дается «халявная» неделя или даже месяц, чтобы он распробовал новую услугу, оценил ее. А потом пользование этой услугой становится платной. Проблема в том, что частенько об этом переходе абоненту если и сообщают, то вскользь. Фразу «Try and buy» многие операторы сотовой связи фривольно переводят как «не отказался — плати».

Происходит следующим образом: абоненту приходит сообщение о подключении его к услуге. О подробностях предлагается узнать по телефону справки. Данная SMS до конца не дочитывается: увидели слово «бесплатно» — и успокоились…

Между тем по предлагаемому в сообщении телефону абоненту бы пояснили: бесплатной услуга является лишь на определенный срок, а после, если абонент не отказывается от нее, переходит на платный режим. Снимаемые раз в неделю 15-30 рублей не каждый заметит — на это и расчет. Как защититься?

— Если абонент считает, что деньги с его счета списаны неправильно, он всегда может обратиться в салон связи за консультацией или посмотреть список подключенных услуг в Личном кабинете, которые предлагает оператор клиентам, — пояснила пресс-служба Tele2 Ростов. — Также клиент может заказать детализацию услуг, которая позволит понять, какие услуги подключены, за что списаны средства.

Но если все-таки, по мнению абонента, услуга была навязана? Разрешить спор между абонентом и оператором помогут антимонопольщики. Обычно они становятся на сторону потребителей: по их мнению, переводить абонентов из демонстрационного в платный режим можно только после его активного согласия. К слову, сюда же можно пожаловаться и на спам.

С письменным заявлением можно обратиться в УФАС РФ по Ростовской области как через обычную почту: 344006, г. Ростов-на-Дону, пр.Ворошиловский,2/2, офис 403, так и отправив заявление на электронную почту to61@fas.gov.ru.

А право-­то имеешь?

…но перед тем, как начинать активно защищать свои права, следует припомнить: а являетесь ли вы сами абонентом?

То, что вы пользуетесь годами номером и оплачиваете счета, не повод так называться. Им является именно тот человек, который заключал договор с оператором сотовой связи. Частенько бывает, что собственно SIM-­карту (а, значит, и заключение договора) оформляют на другого человека: например, при покупке телефона в подарок или же подарком может быть сам номер, «красивый» или удобный для запоминания. В этом случае ответственность за качество предоставления услуг оператор сотовой связи несет именно перед ним.

И хотя большинство из операторов, входя в положение, не делают особых отличий между «договорными» абонентами и пользователями, принимая жалобы на спам и мошенничество, в случае судебного разбирательства с самим оператором это будет иметь ключевое значение.

Для переоформления SIM­-карты нужно обратиться в салон связи для оформления заявления (должны присутствовать обе стороны: тот, кто оформляет SIM-­карту на себя, а также человек, на которого оформлена SIM-­карта).